Страничка правовых знаний

Дата: 29 октября 2020 в 09:26, Обновлено 11 марта в 14:50

Наказание за телефонные «шутки» – жесткое

Ложные сообщения о минировании – это не шутки. Однако, их позволяют себе как взрослые люди, так и школьники. Им свои пробелы в знаниях законов придется восполнять уже эмпирическим путем: выплатами крупных сумм и годами лишения свободы. У правоохранителей отношение к «лжеминерам» отнюдь не шуточное.

Что только ни «минировали» у нас – школы, железнодорожные и автовокзалы, магазины, кинотеатр. Телефонные хулиганы словно испытывают на прочность службы, следящие за общественным порядком и безопасностью. Но подобные «шутки» не проходят. Ни одно сообщение не игнорируется, даже если есть все основания предполагать, что это розыгрыш. Выезжают специалисты, эвакуируются люди, помещения обследуются, устанавливается личность звонившего. И наказание за подобные преступления предусмотрено достаточно жесткое.

Чем грозит лжеминирование? Ответственность наступает с 14 лет. Первая часть статьи предусматривает наказание в виде штрафа, ареста, ограничения свободы на срок до трех лет или лишения свободы на срок до пяти лет. Вторая часть статьи применяется, если ложное сообщение привело к крупному ущербу или повлекло тяжкие последствия. Наказание – до 7 лет лишения свободы. За детские шалости расплачиваются взрослые. Если чаду, сделавшему звонок о ложном минировании, не исполнилось 14 лет, наступает административная ответственность родителей. Штраф – до 6,5 тысяч рублей. Ребенка ставят на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних. Также граждане возмещают затраты, связанные с проверкой сообщения, в случае ложного сообщения о минировании, поджоге или иных действиях, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Если и после этого вы хотите «пошутить» на данную тему – ознакомьтесь со статьей 340 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Статья 340. Заведомо ложное сообщение об опасности.

1. Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность для жизни и здоровья людей, либо причинения ущерба в крупном размере, либо наступления иных тяжких последствий, – наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.

2. То же действие, совершенное повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшее причинение ущерба в крупном размере, либо повлекшее иные тяжкие последствия, – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Основной государственный информационный ресурс в области права и правовой информатизации

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 утверждено Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении. Данный документ вступает в силу с 1 февраля 2019 г. 

Положением регулируются:

  • деятельность госорганов, государственных и иных организаций в выявлении детей, находящихся в СОП; организации и проведении социального расследования; в принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП и др.;
  • порядок выявления детей, находящихся в СОП;
  • порядок проведения социального расследования (изучение положения и обследование условий жизни и воспитания ребенка);
  • порядок принятия решения о признании ребенка находящимся в СОП, контроль за его исполнением и обжалование такого решения;
  • порядок реализации мероприятий, направленных на устранение СОП и обеспечение контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

Постановлением также установлены критерии и показатели СОП. К основным критериям отнесены:

  • неудовлетворение родителями основных жизненных потребностей ребенка (оставление без пищи, препятствие получению обязательного общего базового образования (в любой форме его получения), систематическое невыполнение рекомендации медработников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка, что угрожает его жизни и (или) здоровью и др.);
  • необеспечение родителями надзора за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает правонарушения;
  • ведение родителями аморального образа жизни, злоупотребление своими правами и (или) жестокое обращение с ребенком, в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка.
  • Критерии СОП от 01.02.2019 читать...

  • Права и обязанности законных представителей воспитанников

    Законными представителями несовершеннолетних обучающихся являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.

    Права законных представителей

    Кодекс об образовании, статья 34:

  • право на ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;
  • право на участие в управлении учреждением образования;
  • право на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся. 
  • право на получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.
  • Обязанности законных представителей 

    (Кодекс об образовании, статья 35):

  • обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;
  • уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
  • выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся. 
  • Законные представители воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждении дошкольного образования, должны передать ребенка воспитателю, осуществляющему прием воспитанников.

    Забирать ребенка из учреждения должны его законные представители. В случае, когда существует объективная причина, по которой они не могут забрать ребенка (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники) на основании  заявления законных представителей воспитанника на имя руководителя учреждения дошкольного образования. 

    Правовой статус ребёнка в Республике Беларусь

    Ребёнок согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» – физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме.

    В соответствии с Законом  Республики Беларусь «О правах ребенка» каждый ребенок имеет такие права, как:

  • право на жизнь. Государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств. Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, не допускается (ст. 4);
  • право на охрану и укрепление здоровья. Государство создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья в дородовой и послеродовой периоды, обеспечивает здоровое развитие ребенка, предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 6);
  • право на гражданство (ст. 7);
  • право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития. Государственные органы через систему социальных и экономических мер обеспечивают создание этих условий (ст. 8);
  • право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия. Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную, от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей или лиц, их заменяющих, и родственников, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми или совершению действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера (ст. 9);
  • право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, и связанные с этим при участии ребенка совершение за пределами учебных заведений религиозных обрядов, соблюдение традиций, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям непосредственно угрожает жизни и здоровью ребенка, нарушает его законные права. В отношении ребенка, не достигшего пятнадцати лет, религиозные обряды отправляются с согласия родителей или лиц, их заменяющих (ст. 10);
  • право на получение, хранение и распространение информации, свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. Каждый ребенок, способный формулировать свои взгляды, имеет право свободно их выражать по всем вопросам, которые его затрагивают, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом. В частности, ребенку предоставляется возможность непосредственно либо через представителя или соответствующий орган быть заслушанным в ходе любого затрагивающего его судебного или административного разбирательства в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь (ст. 11);
  • право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси), а также на автомобильном и железнодорожном транспорте общего пользования пригородного сообщения имеют дети в возрасте до семи лет (ст. 12)
  • Законом разделены права детей, которые могут быть реализованы в семье и обществе.

    Так, ребенок имеет право на проживание в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка.

    Право выбора одного из родителей для совместного проживания дается ребенку по достижении им десяти лет.

    Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей в Республике Беларусь либо ином государстве, имеет право на поддержание регулярных личных отношений и прямых контактов с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

    Родители или лица, их заменяющие, должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

    Каждый ребенок имеет право на жилище, право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки, на условиях и в порядке, определенных законодательством Республики Беларусь. Ребенок,  независимо от места проживания,  в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеет право на наследование имущества родителей в случае их смерти или объявления их решением суда умершими.

    Каждый ребенок имеет право на имя. Право и обязанность определять собственное имя ребенка принадлежат родителям.

    Глава 3 «Ребенок и общество» Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» предусматривает возможность приобщения детей к истории, традициям и духовным ценностям народа Республики Беларусь и достижениям мировой культуры. С этой целью поощряется создание государственных и общественных организаций для развития способностей детей к науке и творчеству, осуществляются выпуск кино- и видеофильмов, теле- и радиопередач, издание детских газет, журналов и книг, обеспечивается их доступность .

    Ребенок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

    Согласно статье 23 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.

    Ребенок имеет право на получение профессии, участие в самостоятельной трудовой деятельности в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья и профессиональной подготовкой. По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние имеют право на самостоятельную трудовую деятельность. С письменного согласия одного из родителей или лиц, их заменяющих, трудовой договор может быть заключен с несовершеннолетним, достигшим четырнадцати лет, на условиях и в порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.

    Государство поощряет организации, выделяющие рабочие места для лиц моложе восемнадцати лет. Запрещается применение труда ребенка на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, подземных и горных работах, а также на иных работах, вредных для его здоровья и развития или наносящих ущерб посещаемости общеобразовательной школы. Перечень таких работ определяется Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 24)

    Каждый ребенок имеет право на отдых и выбор внешкольных занятий в соответствии со своими интересами и способностями. Государство создает широкую сеть специальных внешкольных организаций, детских и юношеских спортивных сооружений, площадок, стадионов, клубов и других мест отдыха и укрепления здоровья, устанавливает льготный порядок пользования культурно-просветительными и спортивно-оздоровительными организациями.

    Дети имеют право объединяться в самостоятельные детские и молодежные общественные объединения при условии, что деятельность этих объединений не противоречит Конституции и законодательству Республики Беларусь, не нарушает общественный порядок и безопасность государства, не наносит вреда здоровью и нравственности населения, не ущемляет прав и интересов других лиц (ст. 26)

    Каждый ребенок имеет право на защиту его чести и достоинства, охраняемых Конституцией Республики Беларусь. Дисциплина и порядок в учебно-воспитательных учреждениях поддерживаются методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключают унижение. Посягательство на честь и достоинство ребенка со стороны лиц, обязанных по роду своей деятельности осуществлять воспитательные и учебные функции, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

    Каждый ребенок имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений.

    Закон гарантирует особую защиту детей в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях. К детям, находящимся в неблагоприятных условиях, Закон относит детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития .

    Информация для родителей

    О Декрете Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях" Читать...

Статья 16.10. Незаконные действия с некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания
(введена Законом Республики Беларусь от 19.07.2016 N 407-З)

1. Приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, не превышающем пятидесяти граммов, -
влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.
2. Перевозка, пересылка, приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, превышающем пятьдесят граммов, а равно реализация таких некурительных табачных изделий при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности -
влекут наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств либо административный арест с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств.
3. Изготовление некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, превышающем пятьдесят граммов, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности -
влечет наложение штрафа в размере от тридцати пяти до сорока пяти базовых величин с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации либо административный арест с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.
Примечание. Под некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания, в настоящей статье понимаются изделия (снюс, насвай и другие), изготовленные из табака (очищенной табачной пыли) и щелочного компонента (мела, извести или прочих щелочных компонентов) с добавлением или без добавления иных ингредиентов.
ст. 16.10, Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 N 194-З (ред. от 19.07.2016) "Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях" {КонсультантПлюс}

Статья 17.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения
(в ред. Закона Республики Беларусь от 19.07.2016 N 407-З)

1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, -
влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.
2. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения -
влечет наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин.
3. Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, -
влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест.
4. Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, -
влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.
5. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, -
влечет наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин.
6. Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте -
влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин.

Правовая ответственность за заведомо ложное сообщение об опасности
В соответствии с ч.1 ст.340 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) за заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность для жизни и здоровья людей, либо причинения ущерба в крупном размере, либо наступления иных тяжких последствий, предусмотрено наказание в виде штрафа, или ареста, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на срок до пяти лет.
За те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшие причинение ущерба в крупном размере (в 250 и более раз превышающем размер базовой величины), либо повлекшие иные тяжкие последствия (например, нарушение нормальной работы субъектов хозяйствования, вокзалов, аэропортов, общественного транспорта, срыв проведения массового мероприятия и др.), предусмотрено наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишения свободы на срок от трех до семи лет.
Ответственность за заведомо ложное сообщение об опасности наступает с 14 лет.
Недостижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность – это основание для отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения производства по уголовному делу, но впоследствии несовершеннолетний подлежит постановке на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, и с ним будет проводиться индивидуальная профилактическая работа.
Общественная опасность подобных деяний состоит в том, что заведомо недостоверные сведения об опасности дезорганизуют нормальную работу транспорта, предприятий, государственных органов и учреждений, организаций. В свою очередь, это причиняет существенный экономический вред как предприятиям, учреждениям и организациям, так и гражданам. Более того, ложная информация о возможном взрыве, поджоге, способна посеять панику среди населения, внести неудобства в их повседневную жизнь.
Любое сообщение об опасности воспринимается серьезно и подвергается тщательной проверке.
Были случаи, когда подобные ложные сведения сообщали несовершеннолетние.
Ситуация 1. Так, в сентябре 2016 г. несовершеннолетний К., находясь в вестибюле одной из станций метро, в устной форме сообщил инспектору службы безопасности заведомо ложную информацию о готовящемся взрыве.
В отношении несовершеннолетнего возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.340 УК.
Нередки случаи, когда обвиняемыми становилась молодежь, находящаяся в состоянии алкогольного опьянения, что является отягчающим их ответственность обстоятельством.
Ситуация 2. Ф., 1994 года рождения, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в июле 2015 г. по телефону «102» обратилась в органы внутренних дел и сообщила о заминировании одного из клубов.
В отношении обвиняемой было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.340 УК, а впоследствии судом была осуждена к наказанию в виде штрафа в размере 100 базовых величин.
Но не всегда назначается наказание в виде штрафа.
Ситуация 3. Е. заведомо ложно сообщил о готовящемся взрыве на одной из станций метро.
Приговором суда в феврале 2016 г. он осужден по ч.1 ст.340 УК к ограничению свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа сроком на 3 года.
Ситуация 4. А., 1959 года рождения, имея не снятую и не погашенную судимость за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.340 УК, имея единый умысел, неоднократно осуществил телефонные звонки на линию «410» со своего мобильного телефона, в ходе которых повторно лично передал работникам одного из предприятия устные заведомо ложные сообщения о своем намерении прибыть на предприятие и распылить в его помещениях хлористый натрий, сжечь имеющееся там оборудование, то есть о готовящихся поджогах, а также о действиях, создающих опасность для жизни и здоровья людей и могущие повлечь за собой причинение ущерба в крупном размере, либо наступления иных тяжких последствий.
Приговором суда в мае 2015 г. он осужден по ч.2 ст.340 УК и ему назначено наказание в виде ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа сроком на срок 2 года 6 месяцев.
Сообщаемые сведения могут передаваться различными способами: в устной или письменной форме, по телефону, электронной почте, посредством SMS-сообщений.
Как только информация принята соответствующим получателем, то это оконченное преступление.
Уважаемые учащиеся! Помните! Шутка может обернуться серьезными правовыми последствиями.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 31 мая 2003 г. N 200-З
«ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Статья 5. Категории несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа
Органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении следующих несовершеннолетних:
безнадзорных;
беспризорных;
занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
содержащихся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, социально-педагогических учреждениях;
потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством;
привлеченных к административной ответственности;
совершивших деяния, содержащие признаки административных правонарушений, но не достигших ко времени совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность;
в отношении которых приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо которые вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний либо о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде в соответствии со статьей 426 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь уголовное дело частного обвинения;
подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений;
освобожденных от уголовной ответственности в силу утраты деянием общественной опасности, в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, освобожденных от наказания вследствие чрезвычайных обстоятельств, на основании актов амнистии или помилования;
освобожденных от уголовной ответственности с передачей их под наблюдение родителей, опекунов или попечителей;
осужденных с отсрочкой исполнения наказания, с условным неприменением наказания, без назначения наказания, условно-досрочно освобожденных от наказания;
осужденных с применением принудительных мер воспитательного характера;
осужденных с назначением наказания в виде общественных работ, штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения свободы;
освобожденных из воспитательных колоний, арестных домов;
содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях;
вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений.
Органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних.

Ответственность за нарушение законодательства
Республики Беларусь о проведении массовых мероприятий
Согласно ст.15 Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» лица, нарушившие установленный порядок организации и (или) проведения массовых мероприятий, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Меры ответственности за нарушение порядка проведения массовых мероприятий принимаются как к организаторам, так и к участникам массового мероприятия.
Граждане могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности.
Уголовная ответственность установлена ст.196 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или лишением свободы на срок до пяти лет.
Статьей 23.34 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) установлена административная ответственность за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий.
Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные участником таких мероприятий, влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, или административный арест.
Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные организатором таких мероприятий, влекут наложение штрафа в размере от двадцати до сорока базовых величин или административный арест.
Законодательством предусмотрена административная ответственность по ст.17.1 КоАП (мелкое хулиганство).
Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.
Запрещается агитация, при проведении которой осуществляется пропаганда войны, содержатся призывы к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, оскорбления и клевета в отношении должностных лиц Республики Беларусь, кандидатов в депутаты, а также призывы, побуждающие или имеющие своей целью побуждение к срыву, или отмене, или переносу срока выборов, назначенных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Кроме уголовной и административной ответственности установлено, что всякий, кто причинил вред гражданам и организациям во время проведения массовых мероприятий, обязан его возместить.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.