Психолого-педагогическое сопровождение становления молодого специалиста

Дата: 22 мая 2018 в 09:28, Обновлено 13 ноября 2020 в 14:14

Тематика занятий ШКОЛЫ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ

в 2020/2021 учебном году

1.Знакомство с традициями учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом учреждения

Знакомство с содержанием учебных программ, изучение нормативных правовых документов, регламентирующих образовательный процесс в 2020/2021 учебном году

Культура оформления гимназической документации

2.Час общения «Расскажи о себе»

Круглый стол «Основные профессиональные проблемы молодого учителя»

Практическое занятие по разработке планов учебных занятий

3.Час педагога-психолога «Как быстрее адаптироваться в учреждении образования»

Консультация «Методика проведения внеурочных мероприятий и праздников»

Практическое занятие по разработке плана воспитательного мероприятия

Обзор новинок педагогической прессы

4.Семинар – практикум «Эффективность учебного занятия – результат организации активной деятельности учащихся»

Час педагога-психолога «Проблемы дисциплины на учебных занятиях»

5.Подведение итогов работы «Школы молодого учителя»

ЗАНЯТИЕ ШКОЛЫ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ

Структура современного урока. Самоанализ современного урока

         Молодой специалист…Удивительное словосочетание! В нём и неистребимая жажда новизны, и несокрушимая молодость, и напористость желаний, и немалый багаж знаний, и полёт человеческой мысли, способной разрушить любые преграды и наполнить свежим дыханием традиционные устои жизни.

         По исследованиям психологической науки, карьера педагога в разрезе возрастного ценза выглядит следующим образом: 20-30 лет – время быстрого обучения, борьбы и поисков признания, 30-40 лет – время консолидации; 40-50 лет – время переоценки, 50-60 лет – время творческого управления.

         В соответствии с этими данными задачи работы нашей гимназии с молодыми специалистами следующие: обеспечить молодого педагога знаниями и навыками для работы и осуществления карьеры путём самообразования, изучения передового педагогического опыта, участия в методической работе, предоставления возможности управления на элементарном уровне.

         Вхождение в должность и овладение специальностью на практике представляет собой достаточно длительный и серьёзный процесс, предполагающий освоение основных функциональных обязанностей учителя и классного руководителя, знакомство с нормативно-правовой базой образовательного процесса, становлением организационно-инструктивных, коммуникативных, дидактических и аналитических умений молодого учителя в контексте профессиональной компетентности.

         Процедура вхождения в профессию потребует определённых усилий от молодого педагога и прежде всего желание стать Учителем. Профессиональный рост будет сопровождаться ошибками, заблуждениями, преодолениями себя, поисками эффективных методик в лаборатории межличностной коммуникации «ученик-учитель» и чувством радости и профессионального удовлетворения.

  • Тестирование молодых специалистов. Обсуждение результатов теста

Просим вас сосредоточиться и ответить на каждый предлагаемый вопрос («да», «иногда», «нет»). Не волнуйтесь, это не экзамен. Важно, чтобы, отвечая, вы не старались лукавить перед собой. Не чувствуйте себя разочарованными, если результаты тестирования не соответствуют вашим ожиданиям: вы получите возможность остановиться и оглядеться, оглянуться на себя. У вас возникли вопросы и сомнения? Постарайтесь самостоятельно или с помощью педагога-наставника разрешить их. Пусть критическое осмысление своей деятельности поможет в работе с учащимися.

Тест «Моя профессия»

  1. Вы всегда мечтали о профессии учителя?
  2. Вы случайно стали учителем?
  3. При возможности вы поменяли бы свою профессию?
  4. Вы считаете, что профессия учителя одна из главных?
  5. Вы с радостью идёте на работу в гимназию?
  6. На процесс воспитания вы смотрите с оптимистической гипотезой?
  7. Дети вас часто раздражают?
  8. Вы устаёте от общения с людьми?
  9. Даже в свободное время вы думаете о своей работе?
  10. Вы регулярно читаете «Учительскую газету»?
  11. У васнеплохая библиотека педагогической литературы?
  12. Вы отдаёте предпочтение той художественной литературе, где показаны отношения между людьми, их переживания, судьбы?
  13. В отпуске вы будете скучать без своих учеников?
  14. Вы самокритичны?
  15. Вы увлечены своим предметом?

Посчитайте очки: «да» – 2 балла, «иногда» – 1 балл, «нет» – 0 баллов. При завышенной самооценке отнимите от общей суммы два балла, при заниженной – прибавьте два очка.

Если вы набрали 22 и более балла – нет повода для беспокойства, сомнений. Ваша профессия – единственная для вас. Выбор  сделан правильно. Ваши личностные качества (ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, добросовестность) – залог успеха. Да, и на вашем пути встречаются трудности, но в вас есть силы преодолевать их.

Если вы набрали от 18 и до 21 балла – не отчаивайтесь. Вас посещают сомнения в выборе профессии. Иногда ситуация так сложна, что вы в отчаянии, но проходят трудные моменты в работе, и вам вновь кажется, что лучше ваших учеников нет на свете, вы опять с радостью идёте в гимназию и в который раз убеждаетесь, что быть учителем не так уж и плохо.

Если вы набрали от 14 и до 17 балла – есть, над чем подумать, поразмыслить. Ваш выбор стать учителем был случайным? А может вас удерживает в гимназии тот факт, что вы не знаете, где было бы вам более интересно? А если вы не любите детей? Они раздражают вас – тогда подумайте, может быть,  пора, пока не поздно, надо поменять профессию? Если вы просто устали, раздражены – успокойтесь, обдумайте ситуацию, поищите в себе силы, чтобы начать новый день по-новому.

Если вы набрали от 13 или менее баллов – всё равно не всё потеряно. Вы на старте. Впереди сложная, интересная дорога, «а дорогу осилит идущий». Постарайтесь найти привлекательные черты в вашей профессии.

Хороший урок имеет своё лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников.
Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя: знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока, умение планировать, проводить и анализировать урок.
На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу учащихся.

Отметьте для себя главное:

  • Главное на уроке дисциплина и рабочая остановка
  • Возможность каждому заниматься интересным делом
  • Творческое вдохновение
  • Разнообразие видов деятельности
  • Взаимопонимание учеников и учителя
  • Общая заинтересованность в уроке

Ответьте, что такое цель любого урока –  ……………………………………………………….

Методический глоссарий

Урок

Вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, методы и средства обучения

Цель

Заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока

Содержание учебного материала (СУМ)

Фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению учащимися, материальная основа урока, на базе которой осуществляется вся учебная деятельность учеников

Метод обучения

Вид деятельности учителя и ученика, обеспечивающий формирование знаний и умений, необходимых для решения учебно-воспитательных задач

Методический приём

Деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений

Форма организации познавательной деятельности (ФОПД)

Целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом – временным и пространственным

Фронтальная ФОПД

Одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи

Групповая ФОПД

Выполнение познавательной задачи определённой группой учащихся

Коллективная ФОПД

Общение учащихся в процессе обучения в динамических парах и парах сменного состава

Структура урока

Совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность

Существует определённый алгоритм подготовки к уроку:

  • Определить и сформулировать тему урока
  • Определить место данного урока в системе уроков
  • Определить и сформулировать целевые установки для себя и в действиях учителя
  • Спланировать учебный материал (отобрать содержание учебного материала по теме, определить уровень его усвоения учащимися, выявить связи данного учебного материала с другими предметами, определить целесообразность использования дополнительной литературы)
  • Подобрать учебные задания, исходя из планируемого уровня усвоения учебного материала учащимися в соответствии с принципом «от простого к сложному» (задание на узнавание нового материала, задание на его воспроизведение, на применение в знакомой ситуации, на применение в изменённой ситуации, на применение на творческом уровне)
  • Найти адекватные целям и содержанию учебного материала методы обучения и формы организации деятельности учащихся
  • Спланировать контроль за деятельностью учащихся, ответив себе на вопросы (что контролировать, как контролировать, как использовать результаты контроля)
  • Подготовить оборудование для урока: учебно-наглядные пособия, аудио- и видеоматериалы, приборы. Особое внимание уделить роли классной доски (что и как на ней разместить)
  • Продумать домашнее задание и инструктаж по его выполнению

Обратимся к структуре современного урока. Процесс самостоятельного конструирования урока в общем виде можно представить себе как установление связей между его этапами.  (Знакомство с картой конструирования учебного занятия, разработанной  Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко)

Цель  урока – это заранее запланированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности. Цель является фактором, определяющим способ и характер деятельности, средства ее достижения. Значительная часть ошибок в педагогической деятельности связана с некорректным целеполаганием. Урок – это функционирование процессов целеполагания и целеосуществления.

Целеполагание – это «процесс формулирования цели, процесс ее развертывания» (Ю.А.Конаржевский). Целеполагание как логико-конструктивная операция представляет собой следующий алгоритм:

  • Анализ учебной ситуации
  • Учет соответствующих нормативных документов
  • Установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению
  • Выяснение имеющихся для этого ресурсов
  • Выбор тех из них, которые наиболее эффективны и технологичны
  • Формулировка цели

Целеосуществление – это «процесс,  в ходе которого цель из внутренней цели человека переходит в свое следствие – в фактическое поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности» (Ю.А.Конаржевский).

Задача учителя состоит в том, чтобы методически грамотно и корректно сформулировать цель урока и спроектировать средства ее достижения

Три аспекта цели урока

Познавательный (обучающий) аспект цели

Развивающий аспект цели

Воспитывающий аспект цели

  • Обучение каждого ученика самостоятельно добывать знания
  • Формирование умений, обеспечивающих успешное выполнение деятельности
  • Формирование навыков (действия, доведенные до автоматизма)
  • Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика
  • Развитие мышления
  • Развитие сенсорной сферы (глазомер, ориентация в пространстве и во времени, точность различения цвета, формы,звуков…)
  • Развитие двигательной сферы (моторика мелких мышц, управление своими двигательными действиями)
  • Нравственные объекты, с которыми ученик вступает во взаимодействие на уроке
  • «Другие люди», т.е. учитель, учащиеся, в общении, с которыми формируются нравственные качества личности
  • «Я», т.е. отношение к самому себе
  • «Общество и коллектив»

Важно! При планировании обучающей цели сформулировать ее через ожидаемый результат учащихся

Важно! Один и тот же аспект цели целесообразно сформулировать для нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы, ведь развитие ученика всегда медленнее, чем процесс его обучения

Важно! Кредо обучающей деятельности учителя – воспитывающее обучение

Алгоритм анализа цели урока

  • Определить краткость, четкость и простоту формулировки цели
  • Определить заложен ли в формулировке конечный результат, т.е. диагностична ли цель
  • Определить, чем вызвана постановка цели: требованиями учебной программы, интересом учащихся
  • Какова связь цели с темой урока, т.е. перспективна ли цель
  • Определить степень осознанности учителем цели
  • Выяснить реальность достижения цели
  • Определить соотносимость цели, содержанияучебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности на уроке
  • Определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и результатом

Формулирование целей уроков разных типов

Тип урока

Примеры формулирования целей

Урок знакомства с новым учебным материалом

  • Учащиеся должны иметь представление о…
  • Учащиеся должны иметь общее понятие о…
  • Учащиеся должны распознавать…

Урок усвоения нового материала

  • Учащиеся должны понимать содержание…
  • Учащиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях…
  • Учащиеся должны уметь выявлять закономерности…

Урок формирования новых умений

  • Учащиеся должны уметь применить знания в стандартной ситуации…
  • Учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание…
  • Учащиеся должны раскрыть способ выполнения задания…

Урок закрепления нового материала

  • Учащиеся должны знать…
  • Учащиеся должны уметь (решить, провести анализ, сформулировать…)
  • Учащиеся должны уметь воспроизводить полученные знания

Урок систематизации и обобщения учебного материала

  • Учащиеся должны знать…
  • Учащиеся должны уметь систематизировать учебный материал…
  • Учащиеся должны уметь делать обобщение…

Урок проверки и оценки контроля знаний

В зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный, конструктивный, творческий уровень)

  • Учащиеся должны уметь узнавать по внешней опоре…
  • Учащиеся должны уметь воспроизводить по образцу…
  • Учащиеся должны уметь воспроизводить по предложенному алгоритму
  • Учащиеся должны уметь осуществлять перенос знаний в измененной ситуации…
  • Учащиеся должны владеть комптенцией…

Ошибки при формулировании целей урока

Суть ошибки

Как нельзя формулировать

Подмена цели содержанием

«Познакомить учащихся с…»

Подмена цели методом обучения

«Рассказать учащимся о …»

«Показать учащимся…»

Подмена цели процессом деятельности

« Учащиеся решают задачи по теме…»

«Учащиеся выполняют работу,,,»

Самоанализ урока. Едва ли не единственная возможность избежать многих ошибок. Это

  • Процедура рефлексивной деятельности педагога, анализ и оценка проведённого им учебного занятия

Самоанализ урока

Аспекты самоанализа

Вопросы самоанализа

Цели урока

Каков замысел проведённого мной урока?

Как он связан с индивидуальными и групповыми особенностями учащихся?

Какие цели планировалось достичь?

Содержание и организация

учебного занятия

Насколько удачно было отобрано содержание учебного занятия, тип и форма урока, приёмы и способы организации учебного взаимодействия? Насколько они учитывали индивидуальные запросы и потребности учащихся?

Технология

работы

учителя

Какие технологические приёмы использовались, для того, чтобы:

  • актуализировать и обогатить личностный опыт учащихся
  • стимулировать проявление ими инициативы и самостоятельности
  • создавать для учащихся ситуации выбора учебных заданий и форм их выполнения
  • строить учебное взаимодействие на основе диалога и полилога

Результативность проведённого

урока

Удалось ли реализовать замысел урока и поставленные цели?

Насколько проведённый урок был направлен на становление и проявление индивидуальности, развитие их творческих способностей, формирование ключевых компетенций. В чём заключаются достоинства и недостатки урока? Как можно исправить эти недостатки?

Сценарий

«ПОСВЯЩЕНИЕ В МОЛОДЫЕ ПЕДАГОГИ»

  Итак, уважаемые коллеги,  в нашем Царстве  Разумного  Учительства, сокращенно ЦРУ, появились новые царствующие особы и  сейчас состоится их торжественная регистрация. Молодые педагоги, прошу на сцену!

 Каждый, вступающий в ЦРУ, обязан пройти вступительное испытание и дать торжественную клятву педагога.

ИСПЫТАНИЕ

(На столе лежат билеты и ответы-шпаргалки к ним. Экзаменуемые берут вопрос, зачитывают его вслух, затем берут и зачитывают любую карточку с ответом).

Вы успешно прошли испытание, а теперь прошу произнести клятву и после каждого пункта хором повторять: «Клянусь!»

КЛЯТВА ПЕДАГОГА

Я, ____________ (Ф. И. О.), вступая в ряды педагогов, торжественно клянусь:

1. Плохое настроение оставлять за дверью  и каждое утро надевать маску счастливой, деловой, богатой, обаятельной и привлекательной женщины.

Клянусь!

2. Ежедневно писать планы – конспекты уроков, как любовный роман, который стал бестселлером года.

3. Чужих детей любить больше, чем своих.

4. Овладеть по совместительству такими специальностями:

— дворник;

— плотник;

— штукатур-маляр;

— дизайнер;

— швея-мотористка.

и прочими специальностями, необходимыми для повышения качества образования в нашей гимназии.

5. Ежедневно говорить родителям всех своих учеников, что их дети самые умные, воспитанные, лучшие на свете, послушные, несмотря на то, что после работы пью валерианку и другие успокоительные средства.

6. Быть активным работником нашего коллектива, принимать участие в конкурсах районного, областного, республиканского и межгалактического значения.

Вот и закончился экзамен для наших молодых педагогов. Конечно, все они волновались, но с задачей справились и достойны высокого звания -  Учитель!

Почетное право вручить дипломы молодым педагогам предоставляется самым мудрым, самым опытным учителям, чей стаж работы в  школе – самый большой.

Вот у нас и пополнение

Молодые педагоги,

Вам призвание и почет.

Будьте с нами, будьте с детством

Не один учебный год.

В добрый путь, дорогие друзья!

Вопросы.

- Будете ли говорить родителям о плохом поведении их детей?

 - Появятся ли в скором времени любимчики в классах?

 - Будете ли будить ребенка, заснувшего на вашем уроке?

 - Часто ли вы будете опаздывать на работу?

Ответы.

- Может быть. Я над этим еще подумаю.

 - Да! Я об этом давно мечтаю.

 - Возможно. Это будет зависеть от моего настроения.

 - А почему бы и нет? Кому-то можно, а мне нельзя!

Памятка молодому учителю и наставнику

Молодому учителю:

  • 1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
  • 2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.
  • 3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил до­машнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
  • 4.Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием про­блемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
  • 5.Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, кото­рые могут заниматься на уроке посторонними делами.
  • 6.Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересо­ванный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
  • 7.Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
  • 8.Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
  • 9.Удерживайтесь от излишних замечаний.
  • 10.При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помо­щи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого автори­тета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за под­держкой классу.

Наставнику:

  • 1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.
  • 2. Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.
  • 3. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. В своем классе постараться изучать материал с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность ме­тодике раскрытия наиболее сложных тем.
  • 4. Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.
  • 5. Посещать уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать.
  • 6. Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.
  • 7. Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.
  • 8. Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительное в работе.
  • 9. Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.

  • Примерный перечень заданий для стажировки молодого учителя

    1. Разработка календарно-тематического планирования с учетом особенности класса и учебной программы.
    2. Разработка технологической карты учебных занятий по одной из тем с учетом результатов входного контроля.
    3. Разработка тестовых заданий для текущего и итогового контроля.
    4. Разработка поуровневых контрольных заданий текущего и итогового контроля.
    5. Разработка программы ликвидации пробелов в знаниях учащихся с учетом данных входного контроля.
    6. Разработка планов уроков различных типов.
    7. Разработка сценариев учебных занятий и внеурочных мероприятий.
    8. Написание характеристики с анализом достижений школьника.
    9. Анализ уровня развития классного коллектива.
    10. Анализ результатов обученности школьников.
    11. Анализ учебного занятия.
    12. Подготовка и проведение занятий с родителями школьников по одной из педагогических проблем.
    13. Проведение различных занятий с учащимися, родителями школьников и др.

Анкета молодого специалиста

  1. Возраст ____________________________________________________
  2. Семейное положение_________________________________________
  3. Место проживания___________________________________________
  4. Жизненная цель_____________________________________________
  5. Школа для меня – это_________________________________________
  6. Я выбрал этот предмет, потому что_______________________________
  7. Учитель – это:
    • Тот, кто ведёт за собой и передаёт знания другим
    • Тот, кто каждый день чему-то учится сам и учит учиться других
    • Тот, кто организует работу по самообразованию
  8. Главное на уроке:
    • Дисциплина и рабочая обстановка
    • Возможность каждому заниматься интересным делом
    • Творческое вдохновение
    • Разнообразие видов деятельности
    • Взаимопонимание учеников и учителя
    • Общая заинтересованность в уроке
  9. Цель любого урока____________________________________________
  10. Отношения между учителями и учениками должны быть____________
  11. Отношения между учителями должны быть________________________
  12. Родители в образовательном процессе – это________________________
  13. Мои увлечения________________________________________________
 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.