Основные положения об административной ответственности
Незаконный оборот наркотических веществ
Об ответственности за ложное сообщение об опасности
Статья про угон транспортных средств
Как не стать жертвой торговли людьми
Данная информация рассказывает об опасном криминальном явлении – торговле людьми. Это чрезвычайно тяжкое преступление. Мы надеемся, что широкое информирование общественности поможет значительно уменьшить число жертв торговли людьми в нашей стране.
ЧТО ТАКОЕ ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ?
Торговля людьми (траффикинг) – серьезная социальная проблема, представляющая опасность для фундаментальных прав человека: на жизнь, на свободу передвижения, на то, чтобы не подвергаться пыткам. В условиях растущей глобализации траффикинг стал всеобщей проблемой. Торговля людьми характерна для всех стран – и экономически развитых, и государств, переживающих переходный политический и экономический период, пострадавших от войн и локальных конфликтов. Несмотря на то, что большая часть государств утверждает, что свободы и права человека на их территории полностью защищены, рабство как явление существует и в XXI веке. Миллионы людей насильственно вовлечены в бытовое рабство, попрошайничество и другие виды эксплуатации. Люди подвергаются эксплуатации как внутри отдельно взятой страны (внутренняя торговля людьми – нелегальное трудоустройство в своей стране бывает не менее опасным, нежели за границей), так и в других странах (транснациональный траффикинг). По данным Организации Объединенных Наций, жертвами торговли людьми ежегодно становятся 700 тысяч женщин, детей и мужчин. Торговля людьми имеет характер организованной транснациональной преступности и по своей прибыльности не уступает наркоторговле и сбыту оружия. Торговля людьми является современной формой рабства, жертвы ее часто подвергаются таким жестоким и длительным физическим и психическим мучениям, что их полная реабилитация становится затруднительной. Целями торговли людьми являются: • вовлечение жертв в занятие проституцией, сексуальная эксплуатация; • использование рабского труда – привлечение к принудительным работам или оказанию различных услуг; • изъятие органов и тканей для трансплантации; • незаконное усыновление (удочерение). Для принятия эффективных мер по предупреждению торговли людьми необходим всеобъемлющий международный подход.
КТО ЧАЩЕ ВСЕГО СТАНОВИТСЯ ЖЕРТВОЙ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
Жертвой торговли людьми могут оказаться все люди, независимо от пола, возраста, национальности и религиозных убеждений. В основном, жертвами торговли людьми становятся люди с низким уровнем жизни. Другим важным фактором риска является юный возраст.
ПОЧЕМУ СТАНОВИТСЯ ЖЕРТВАМИ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ? ПЕРЕЧИСЛИМ ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ
- Финансовое положение лиц, потерявших основное место работы и не имеющих источников доходов, отсутствие профессии, безработица и, как следствие, бедность повышают риск стать жертвой торговли людьми. § Исследования показывают, что число работающих женщин меньше числа трудоустроенных мужчин. Оставшись без средств к существованию, молодые женщины легко становятся жертвами торговли людьми. §
- Упадок нравов в обществе. Несовершеннолетних всё чаще используют в качестве сексуальных объектов в рекламе, фильмах и музыкальных видеоклипах. Это приводит к тому, что сексуальные отношения с лицами значительно моложе по возрасту начинают считаться нормальным явлением. Как следствие, растет спрос на проституцию детей и несовершеннолетних, порнографическую продукцию с их участием.
- Наркозависимость, алкоголизм и игромания. Наркоманы, алкоголики и азартные игроки легко становятся жертвами торговли людьми, так как на них легко воздействовать.
- Противоречия между желаниями молодежи и ее реальными возможностями потребления. Афиширование в СМИ, рекламе и фильмах роскошного образа жизни молодежи, недостижимого для молодых людей на практике, приводит к тому, что они пытаются добыть деньги или престижные вещи любой ценой.
- Социальная изоляция определенных групп. Бездомные, выпускники детских домов и дети из неблагополучных семей относятся к группе риска, поскольку не имеют необходимых социальных связей и поддержки. Преступникам несложно войти в доверие к таким детям и, злоупотребив им, продать их в рабство.
- Дополнительные трудности, с которыми сталкивается живущая в деревнях молодежь. Многие из живущих в сельской местности молодых людей не имеют возможностей для получения достойной работы.
- Недостаточное информирование молодежи. Юноши и девушки часто наивны и настроены слишком оптимистично. Многие ничего не знают об опасностях, с которыми могут столкнуться в чужой стране в случае работы без соответствующего разрешения или договора.
КАК ПРЕСТУПНИКИ ЭКСПЛУАТИРУЮТ СВОИХ ЖЕРТВ И ОСУЩЕСТВЛЯЮТ КОНТРОЛЬ НАД НИМИ
- Основной целью преступников является получение сверхприбыли от эксплуатации жертв. Они стремятся сохранить свои «вложения», а именно – не допускают, чтобы жертвы оказывали сопротивление или убегали
- Существуют различные механизмы сохранения контроля над жертвами, которые применяются отдельно или в сочетании.
- Обращение в долговое рабство. Например, от жертвы требуют вернуть сумму, которая была потрачена на ее перемещение, питание и жилье. Вместо погашения задолженности трудом, сумма «долга» растет, а жертва не может избавиться от эксплуатации. Также для контроля над жертвой может использоваться наличие у нее невозвращенного долга.
- Изоляция и отбор документов. Отбирая у жертв документы, подтверждающие их личность, преступники не дают им возможности вернуться в страну происхождения или уехать в другое место. Эксплуататоры также убеждают своих жертв в том, что сами имеют тесные связи
- с полицией и что не имеет смысла обращаться к ней за помощью.
- Насилие и страх. Для содержания своих жертв в покорности работорговцы насилуют их, подвергают побоям и пыткам, вызывают у них наркозависимость, изолируют от других жертв, лишают хлеба и воды, угрожают опозорить их перед родственниками или выдать полиции как нелегалов.
- Незаконное пребывание в чужой стране, стыд и изоляция – те механизмы, которые применяются для создания зависимости жертв от их эксплуататоров, для вынуждения их отказываться от обращения за помощью к правоохранительным органам.
- Угрозы причинить вред родственникам жертв. Преступники собирают информацию о членах семей жертв и угрожают причинить им вред, если жертвы не подчинятся или попытаются сбежать.
КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
- Избегайте соблазнительных предложений случайных или знакомых людей о работе, учебе или браке за границей. Ни в коем случае не доверяйте никому свои документы.
- Как правило, предложения быстрого, легкого и большого заработка не соответствуют действительности. Надо мыслить реально.
- Поинтересуйтесь, легальна ли деятельность приглашающих вас за границу фирм и сотрудничающих с ними на месте посредников (туристических, брачных, по трудоустройству и по организации учебы). Найдите в интернете адрес приглашающей фирмы.
- Не берите деньги в долг у сомнительных, малознакомых частных лиц. Сразу оговаривайте условия предоставления и возвращения долга. ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОР О РАБОТЕ ИЛИ УЧЕБЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ
- Если вы собираетесь работать или учиться за границей, заключайте договор с организацией в представительстве в вашей стране, а не после приезда в иностранное государство.
- Следует помнить, что, обращаясь в фирму или агентство, предоставляющее возможности обучения, трудоустройства, необходимо убедиться, что данная организация имеет лицензию на соответствующий вид деятельности и работает официально. Подлинник (а не копия) лицензии должен находиться на видном месте в офисе.
- Позаботьтесь о том, чтобы договор был составлен на родном вам языке, чтобы иметь возможность понять все детали и условия. В нем обязательно должны быть указаны: полное название фирмы, ее адрес, телефон, имя работодателя, название и координаты фирмы посредника.
- Необходимо подписать два договора:
- - с фирмой, которая трудоустраивает;
- - с работодателем, который обязуется принять на работу в другой стране.
- Не подписывайте договор сразу. Возьмите его с собой, перечитайте в спокойной обстановке и покажите его специалистам.
- Обратите внимание на то, чтобы условия вашей будущей работы (учебы), место, время, размер заработной платы были четко сформулированы и обозначены. Так же обратите внимание на условия медицинского обслуживания, проживания, питания.
- Если условия договора вас не удовлетворяют, не подписывайте его.
- Обратите внимание на то, чтобы договор был подписан директором или президентом фирмы. Если же договор подписан исполняющим обязанности лицом, например, заместителем директора, вице-президентом или другим человеком, требуйте предоставить вам документы, подтверждающие правомочность подписания договора данными лицами, приказ директора или президента, доверенность (с нотариальным заверением и печатью).
- Сделайте копию подписанного договора (желательно – всех документов) и оставьте ее у родных или близких.
- Работать в другой стране можно, только имея трудовую визу, не следует соглашаться на предложения о нелегальной подработке, на поездку по туристической визе.
- Рекомендуется сделать копии общегражданского паспорта, заграничного паспорта, билетов и хранить их отдельно от оригиналов. Необходимо оставить родственникам полную информацию о будущем местонахождении за границей, сообщить адрес и телефон фирмы, оформлявшей выезд за рубеж, а также фамилии и паспортные данные ее руководителей. Необходимо перед поездкой придумать слово или фразу, которая будет означать, что вы в опасности и нуждаетесь в помощи. Бывают экстренные ситуации (в случае похищения, насильственного удержания), когда телефонный разговор проходит под контролем преступников, и единственная возможность дать знать родным, что вам нужна помощь, – вставить кодовую фразу. Это должна быть очень простая фраза, которая не вызовет подозрений у преступников.
- Также следует обращать внимание на несоответствие обещаемой заработной платы (слишком высокая) и той работы, которую предстоит выполнять.
- Не следует соглашаться на предложения об оплате проезда, проживания, питания с возможностью за всё расплатиться на месте.
- С особой осторожностью следует относиться к объявлениям следующего содержания: — «Работа для девушек в качестве официанток, танцовщиц, стриптизерш и так далее. Профессиональная подготовка не требуется. Проезд, страховка, проживание оплачиваются работодателем», «Высокая оплата», а также к таким объявлениям, где указан только номер мобильного телефона и нет телефона и адреса офиса фирмы.
- Найдите и запомните телефон и адрес консульства Республики Беларусь на территории принимающего государства.
ЕСЛИ ВЫ ПОДОЗРЕВАЕТЕ, ЧТО ВЫ САМИ, КТО-ТО ИЗ ВАШИХ БЛИЗКИХ, ЗНАКОМЫХ СТАЛ ЖЕРТВОЙ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ, НЕМЕДЛЕННО СООБЩИТЕ РОДСТВЕННИКАМ, В КОМПЕТЕНТНЫЕ ОРГАНЫ (КОНСУЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ), ОБРАТИТЕСЬ В МИЛИЦИЮ! В основном, жертвы торговли людьми освобождаются из рабского положения в результате оперативных действий правоохранительных органов, при помощи посторонних, либо самостоятельно организовав и осуществив побег.
Фан-движение и субкультура футбольных фанатов
Социальное явление, которое можно назвать футбольным фанатизмом, вполне возможно и даже необходимо изучать с разных позиций. Целесообразно рассмотреть футбольных фанатов как минимум с трех позиций: как общественное движение, как социальную группу и как носителей специфической субкультуры.
Термин "фан-движение" будет употребляться в 2 смыслах. Во-первых, при обозначении общественного движения, поддерживающего какой-либо конкретный футбольный клуб.
При обозначении общебелорусского фан-движения, объединяющего в себе всех фанатов, вне зависимости от того, какой клуб они поддерживают и в каких отношениях с фанатами остальных клубов находятся.
Каждое фан-движение состоит из определенного числа сформировавшихся групп (далее - фан-группы, либо фан-группировки) и значительного числа неорганизованных фанатов. Фан-группы, как правило, состоят из 15-30 человек, выполняющих определенный набор ролей и подчиняющихся определенным нормам. Подавляющее большинство групп имеет так называемый "устав", в котором определены обязанности члена фан-группы, при несоблюдении которых он из этой группы исключается.
Эти требования не слишком жесткие, и даже если фанат нарушает эти правила, но находится в хороших отношениях с остальными членами этой фан-группы, то санкции по отношению к нему вряд ли будут применены.
Неорганизованные фанаты ни в каких группировках внутри движения не состоят, тем не менее, оказываются охваченными социальными сетями, участвуют в значительной части репертуара коллективных действий и, таким образом, не выпадают из движения.
Существует общая для всех белорусских фан-движений субкультура. Ее центральным компонентом служат специфические практики. Безусловно, существует определенная специфика у каждого конкретного фан-движения, поддерживающего тот или иной белорусский клуб, но все они укладываются в рамки общей субкультуры футбольного фанатизма.
Именно субкультура и стала основной причиной появления фан-движения в Беларуси, которое возникло именно для того, чтобы воспроизводить данную культурную традицию. Поэтому можно сказать, что субкультура – ключевой момент, основание такого явления как футбольный фанатизм.
Фан-движение в Беларуси
Прежде всего, следует определить, что именно понимается под футбольнымфан-движением и футбольными фанатами. Было бы ошибкой считать футбольными фанатами, только так называемые группы футбольных хулиганов, это означало бы значительно сузить изучаемое явление и сразу пометить его отрицательным ярлыком.
Футбольными фанатами принято называть ту часть футбольных болельщиков, которая придерживается определенной специфической субкультуры (нормы и ценности, специфические практики и символика и т.д.) и действует в соответствии с ней. Следовательно, в таком случае фан-движение – это среда, в рамках которой воспроизводится специфическая субкультура.
После распада советского общества фан-движение стало расширяться. Связано это с целым рядом факторов.
Во-первых, общество стало более терпимо к отклонениям от традиционных ценностей и практик, что создало беларусскому фан-движению новые возможности.
Во-вторых, информационная открытость общества. На Западе фан-движение развивалось чрезвычайно бурно, но в советский период истории нашего общества, граждане практически ничего об этом не знали, фанаты западных клубов остерегались поездок в Советский Союз, поэтому фан-движение развивалось в информационном вакууме.
В-третьих, развитию фан-движения способствовало развитие других общественных движений и субкультур, представители которых впоследствии включались в фан-движение.
В это время рекрутирование ресурсов происходит непосредственно в рамках фан-движения. Все они пытаются издавать собственную фан-литературу, но поскольку в этот период они практически не имеют финансовых ресурсов, то эти издания быстро закрываются. В это же время происходит адаптация западной субкультуры фанатизма к белорусским условиям.
Несмотря на то, что фан-движение по-прежнему остается территориально локализованным по сути лишь в областных городах Беларуси, однако в Минской области данное движение развито с наибольшей силой. Фан-движение в области более распространено в таких городах как Борисов, Солигорск, Слуцк, Молодечно, Жодино, Дзержинск, Узда и Несвиж.
Однако подавляющее большинство фанатов не входят в фан-группы. Поскольку субкультура к этому времени уже достаточно развита, то это не составляет для них особой проблемы – они могут быть в курсе всех событий, происходящих в фан-движении, благодаря развитой системе коммуникаций (периодические СМИ фан-движений, интернет и т.д.), участвовать практически во всех коллективных практиках и не чувствовать себя ущемленными.
Если говорить о лидерстве и авторитете в среде футбольных фанатов, то авторитет фаната зависит, прежде всего, от числа совершенных "выездов". Существует специальная иерархия выездов – чем дальше, тем почетнее – кроме того, существуют еще всякие "двойники", "тройники" (выезд в 2 или 3 города подряд без заезда домой). Если на выезд едет мало фанатов, то это также повышает их авторитет.
Таким образом, к настоящему времени фан-движение стало по-настоящему массовым явлением, которое не ограничилось несколькими крупными городами, а постепенно распространяется по всей стране.
Фан-группы
Когда фан-движение становится по-настоящему массовым и достигает численности в несколько сотен или даже тысяч человек, то оно сталкивается с тем, что одинаковое общение между всеми фанатами становится невозможным просто физически. В это время происходит своеобразный распад фан-движения на фан-группы, куда входят наиболее активные фанаты.
Однако большая часть фанатов не входит в эти группы, предпочитает, например, совершать выезды вместе с теми людьми, с которыми находятся в приятельских или дружеских отношениях. Таким образом, фан-движение оказывается принципиально неоднородным по своему составу и состоит из разных групп.
Можно выделить 3 принципиально разные группы участников:
Так называемые hooligan's, или футбольные хулиганы - это наиболее активные и агрессивные члены фан-движения. Их численность невелика, по 10-20, реже 30, человек в фан-группе. В фан-движении может быть несколько таких фан-групп. Они пытаются претендовать на роль своеобразной элиты фан-движения. Это находит отражение даже в специальной символике. Вся их символика, как правило, именная, точнее номерная. Каждый фанат получает символику с определенным номером. В случае потери этой символики он подвергается санкциям, вплоть до исключения из своей фан-группы. У подобных фан-групп наиболее жесткие требования. Hooligan's обязаны ежегодно совершать большинство выездов, особенно в те города, фан-движения которых враждебны по отношению к ним и участвовать во всех драках.
Так, 07.08.2014 в г.Борисове после окончания матча по футболу Лиги Европы между командами «Шахтер» (г. Солигорск) и «Зюльте-Варенгем» (Бельгия) солигорские болельщики при выходе со стадиона ГСУ«Борисов-Арена» предприняли попытку затеять потасовку с болельщиками ФК «Торпедо» (г. Жодино). По данному факту задержано 5 солигорских болельщиков.
15.05.2014 в г.Солигорске при проведении матча чемпионата Республики Беларусь по футболу между командами высшей лиги ФК «Шахтер» (г. Солигорск) и ФК «Минск» (г. Минск) на стадионе «Строитель» во время прохождения солигорских болельщиков вблизи сектора №1, где располагались минские фанаты, последние стали провоцировать болельщиков ФК «Шахтер», выкрикивали речевки «Маленькие Кроты…» и «Третий тайм!!!», после чего около 10 минских фанатов оголилиторс и демонстративноподнимая руки к верху выкрикивали «ОУБК». В связи с тем, что на замечания сотрудников милиции не отреагировали, указанные болельщики были удалены со стадиона.
31.08.2014 в г.Солигорске по ул. Наруцкого выявлена группа граждан, которые выкрикивали нецензурные провокационные речевки, вели себя агрессивно, на руках последних были надеты перчатки и бинты. Данная группа двигалась по направлению к стадиону «Строитель». Требования сотрудников милиции прекратить противоправные действия (выкрикивать нецензурные речевки) были проигнорированы. Четверо наиболее агрессивно настроенных «фанатов» в грубой нецензурной форме выражали свое недовольство, призывая остальных «фанатов» не подчиняться и продолжить поиски «фанатов» ФК «Шахтера». По данному факту задержано 25 брестских жителей, в отношении которых составлено 50 протоколов об административных правонарушениях.
27.09.2014 в г.Слуцке в районе перекрестка по ул.Ленина, ул. Виленской и ул. Мельничной, между гродненскими (12 человек) и местными (18 человек) болельщиками возникла потасовка, которая была пресечена сотрудниками милиции. По данному факту задержаны слуцкие болельщики.
Следом по иерархии располагаются члены фан-групп. Они также немногочисленны (10-20 человек) и обычно объединены по территориальному принципу: один населенный пункт или один район.
Чаще всего образование таких групп происходит по территориальному принципу, что естественно наиболее удобно в плане коммуникаций между фанатами. Например, фан-группу могут образовать жители пригородного поселка, поддерживающие команду "большого города", или жители городского микрорайона. Как правило, это те микрорайоны, которые достаточно автономны и ощущают свою "отдельность" от остального города.
А на нижней ступени располагаются так называемые "кузьмичи" или неорганизованные фанаты, не принадлежащие к фан-группам, но участвующие в деятельности фан-движения. Отношение к ним со стороны членов фан-групп отражает чувство превосходства. Но таких фанатов подавляющее большинство в любом фан-движении.
Эти фанаты пользуются обычной клубной символикой, находящейся в открытой продаже. Обычно они менее активны, чем фанаты, вступившие в группировки. У них нет никаких жестких обязательств относительно того, какие выезды и когда совершать, как поступать в тех или иных ситуациях. В тоже же время они наиболее уязвимы в разного рода конфликтных ситуациях, например, во время выезда, когда они не могут рассчитывать на поддержку своей группы. В результате молодые фанаты почти всегда становятся жертвами "дедовщины" со стороны некоторых фанатов из группировок, как правило, hooligan's. Правда, обычно это ограничивается сбором определенной денежной "дани".
Большинство фан-групп имеют свой устав, частично регламентирующий действия фаната. Обычно уставом предписывается то, какое количество выездов в другие города должен совершить фанат, принадлежащий данной группировке. Иногда выезды подразделяются на "ближние" и "дальние", в таких случаях предписывается минимально обязательное количество "дальних" выездов.
Таким образом, фан-группа – это достаточно автономное образование внутри фан-движения и многие люди приходят не столько в фан-движение, сколько именно в фан-группу.
Существует даже такая фанатская байка, что однажды к старому фанату пришел человек и говорит, что он с приятелями хочет создать фан-группу. На вопрос фаната, сколько же их человек, он отвечает, что около 20, правда, 15 из них не знают футбольных правил и футболом, в общем-то, не интересуются. Это, конечно, всего лишь байка, но она имеет под собой определенные основания.
Общие замечания о субкультуре футбольных фанатов
Из-за широкого освещения футбола телевидением и прессой, а также в результате постоянных контактов фан-групп из разных стран, произошло создание общемировой фанатской субкультуры.
Беларусь практически не участвовала в процессе создания этой субкультуры. Фан-движение в республике возникло в тот момент, когда эта субкультура уже существовала. Кроме того, можно говорить, что именно факт существования такой субкультуры и породилофан-движение. Оно возникло для того, чтобы воспроизводить эту субкультуру.
Таким образом, данное культурное явление стало на стадии своего возникновения почти 100-процентной культурной инсценировкой.
В пользу этого тезиса можно привести целый ряд аргументов. Во-первых, в Беларуси до 70-х годов 20 века никогда не существовало какого-либо аналога данной субкультуры. Во-вторых, популяризация данной субкультуры связана, во многом, с деятельностью СМИ. До тех пор, пока субкультура футбольных фанатов не стала объектом интереса электронных СМИ, она развивалась слабо. По мере повышения интереса к ней, ее развитие становилось все более бурным. В-третьих, провинция до сих пор слабовосприимчива к этой субкультуре. Фанатское движение в провинции до сих пор существует лишь в зародыше, даже в тех городах, чьи команды удачно выступают в национальном первенстве. В-четвертых, средний возраст участников 15-20 лет, то есть они наиболее восприимчивы к новой культуре и готовы к изменению культурных стереотипов. Число аргументов можно продолжить.
Фанатская субкультура принципиально оппозиционна по отношению к общей культуре общества, так как нацелена на создание собственного стиля жизни, но не конфликтна. Редкие конфликты, столкновение фанатов с милицией. Весь потенциал конфликта выплескивается внутри субкультуры, на другие фан-движения.
Если говорить о взаимоотношениях субкультуры футбольного фанатизма с другим субкультурам, например, музыкальными, то также заметна одна, вполне логичная закономерность. Субкультура футбольных фанатов оказалась вполне приемлемой для представителей целого ряда других субкультур: скинов, киноманов, панков и т.д. Как правило, это "агрессивные" субкультуры, представители которых предпочитают конфликтное существование с представителями других субкультур, с органами правопорядка и т.д. Такое объединение вполне логично, так как субкультура футбольных фанатов также агрессивна, поэтому представители других субкультур чувствуют себя в ней также или почти также комфортно, как и в собственной субкультуре.
Особая тема – футбольные фанаты и национализм. В истории довольно много примеров тому, что фанаты многих команд близки к крайнему национализму или даже фашизму. Не исключение и белорусские фанаты, многие из которых поддерживают националистические идеи. В качестве свежего примера, реакция ряда фанатов на обстановку в Украине.
К примеру, 09.10.2014 на ГСУ «Борисов-Арена» состоялся отборочный матч чемпионата Европы 2016 года между сборными командами Беларуси и Украины.
До начала матча в г. Борисове для разбирательства в Борисовское РУВД доставлено 34 футбольных фанатов, в отношении 22 из них составлено 25 протоколов об административных правонарушениях, с остальными проведены профилактические беседы.
Так, на подступах к стадиону за расклеивание стикеров, в большинстве своем нацисткой направленности, на фасадах зданий и сооружений задержано трое граждан Украины, в отношении которых составлены административные протоколы: по ст.17.10 КоАП Республики Беларусь – 1, по ст.21.14 КоАП Республики Беларусь – 2. При досмотре изъято 1315 стикеров аналогичного содержания. В ходе матча за нарушение общественного порядка на трибунах стадиона задерживались 7 граждан, в отношении которых составлены административные протоколы по ст. 17.1 КоАП Республики Беларусь (мелкое хулиганство).
В ходе проведения футбольного матча болельщиками Украины скандировались лозунги и речевки: «Слава Украине! Героям слава!, Жыве Беларусь», а также оскорбительные речевки в адрес руководства Российской Федерации. Решением УЕФА в отношении Ассоциации «Белорусская федерация футбола» наложен штраф в сумме 18 000 Евро.
11.04.2014 в г. Солигорске при проведении матча по футболу между командами ФК «Шахтер» (г. Солигорск) и ФК «Динамо-Минск» (г. Минск) на стадионе «Строитель» минские фанаты выкрикивали речевки, содержащие лозунги «Слава Украине, героям слава», а также ненормативную лексику.
Сленг
Сленг футбольных фанатов, с одной стороны, до сих пор окончательно не сформировался и находится в процессе создания. С другой стороны, он уже сформирован настолько, что непосвященный человек не сможет адекватно участвовать в разговоре 2 фанатов, потому что, во-первых, словарный запас достаточно велик, во-вторых, многие слова и словосочетания несут дополнительную смысловую нагрузку, а в-третьих, необходимо знать не только сленг, но и быть в курсе происходящих в фан-движении событий.
Некоторое влияние на формирование фанатского сленга в Беларуси оказал английский язык, начиная с hooligan's и заканчивая англоязычными названиями многих фан-групп. Однако, все слова, обозначающие коллективные практики и все, связанное с ними, - русские.
Основная цель появления фанатского сленга с одной стороны очевидна – выделить и обособить фан-движение от остального мира, установить критерий деления на "своих" и "чужих". С другой стороны появление слишком развитого фанатского сленга стратегически невыгодно, так как это затруднит мобилизацию новых членов.
Поэтому в разговоре активно используется то, что можно назвать "язык улиц". Серьезные изменения в фанатском сленге либо произойдут позже, либо не произойдут вовсе.
В настоящий момент специальными сленговыми словами обозначены, в основном, коллективные практики и то, что с ними связано. Имеет смысл только подчеркнуть, что в большинстве случаев не происходит образования новых слов. В существующие в обычном языке слова просто вкладывается новый смысл, который, кроме того, иногда варьируется в зависимости от контекста.
Выводы
Фанатское движение в Беларуси стало культурной инсценировкой. Возникшая на Западе субкультура была перенесена на белорусскую почву, где она с успехом приживается. Происходит успешная мобилизация ресурсов: людских, финансовых, организационных, информационных и т.д.
Во-вторых, в субкультуре фанатского движения центральную роль играют специфические коллективные практики, которые создают то, что можно назвать стилем жизни фаната. Именно это и привлекает большинство участников. Сленг, символика и атрибутика выполняют вспомогательную роль.
В-третьих, субкультура фанатов оппозиционна по отношению к общей культуре общества и имеет довольно значительный потенциал агрессии. Он может значительно увеличиться в будущем за счет развития региональных фан-движений и возникновения связанных с ними потенциальных очагов напряженности, которые повлекут новые "фанатские войны". Потенциальная конфликтность может возникнуть и во взаимоотношениях с силами правопорядка, именно таким образом развивались события в странах Западной Европы или Латинской Америки.
В-четвертых, субкультура фанатов довольно легко уживается с рядом других субкультур, в основном музыкальных, что облегчает вербовку ресурсов. Фанатская субкультура не пытается их ассимилировать, что не создает ей конфликтов с этими субкультурами. Субкультура футбольных фанатов более универсальна и позволяет одновременно сохранить старые ценности и войти в новый социум.