Родителям

Дата: 29 октября 2020 в 09:30, Обновлено 4 ноября 2020 в 13:18

Статья 23.34. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий (в ред. Закона Республики Беларусь от 08.11.2011 N 309-З)

1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, если в этих деяниях нет состава преступления, -
влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, или административный арест.
(часть 1 статьи 23.34 в ред. Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 N 129-З)

2. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные организатором таких мероприятий, -
(в ред. Закона Республики Беларусь от 10.01.2015 N 242-З)
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до сорока базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо - от двадцати до ста базовых величин.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 N 129-З)

3. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, -
(в ред. Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 N 129-З)
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

3-1. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, -
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо - от двадцати до двухсот базовых величин.
(часть 3-1 статьи 23.34 введена Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 N 129-З)

4. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, -
влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

5. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, -
влекут наложение штрафа в размере от сорока до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо - от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.

Комментарий к статье 23.34

1. Массовое мероприятие - собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование и иное массовое мероприятие.

Иное массовое мероприятие - спортивное, культурно-массовое, иное зрелищное мероприятие, религиозное мероприятие, проводимые в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещении.

2. На основании статей 4 - 12 Закона Республики Беларусь от 30.12.1997 N 114-З "О массовых мероприятиях в Республике Беларусь" (далее - Закон "О массовых мероприятиях в Республике Беларусь")  организаторами собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, в котором предполагается участие до 1000 человек, и иного массового мероприятия независимо от количества предполагаемых участников могут выступать граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на ее территории, достигшие восемнадцатилетнего возраста и обладающие избирательным правом, указанные в данном качестве в заявлении о проведении массового мероприятия и принявшие обязательство в письменной форме по его организации и проведению, а также политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь, зарегистрированные в установленном порядке. Организаторами собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, в котором предполагается участие свыше 1000 человек, могут выступать только политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь.

Заявление о проведении массового мероприятия подается его организатором (организаторами) в местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого планируется проведение массового мероприятия, если иное не предусмотрено частями второй и третьей статьи 5 Закона "О массовых мероприятиях в Республике Беларусь". Если массовое мероприятие намечается проводить на территории нескольких административно-территориальных единиц либо предполагаемое число участвующих в нем будет превышать 1000 человек (для собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования) или 1500 человек (для иных массовых мероприятий), заявление подается в соответствующий областной исполнительный комитет. В городе Минске заявление подается в Минский городской исполнительный комитет. Заявление подается в письменной форме не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты проведения массового мероприятия, за исключением случаев подачи заявления о проведении массового мероприятия, предусмотренного частью восьмой статьи 45 Избирательного кодекса Республики Беларусь (далее - ИК), которое подается не позднее чем за пять дней до предполагаемой даты проведения массового мероприятия.

В заявлении указываются:

  • цель, вид, место проведения массового мероприятия;
  • дата проведения, время его начала и окончания;
  • маршруты движения;
  • предполагаемое количество участников;
  • фамилия, имя, отчество организатора (организаторов), его (их) гражданство, дата рождения, место жительства и работы (учебы);
  • меры по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия;
  • меры, связанные с медицинским обслуживанием, уборкой территории после проведения на ней массового мероприятия;
  • дата подачи заявления.

К заявлению прилагается обязательство в письменной форме организатора (организаторов) или лица (лиц), ответственного (ответственных) за организацию и проведение массового мероприятия, по организации и проведению массового мероприятия. Заявление, оформленное в соответствии с частью шестой статьи 5 Закона "О массовых мероприятиях в Республике Беларусь", регистрируется местным исполнительным и распорядительным органом в день его подачи. Срок подачи заявления исчисляется со дня его регистрации в местном исполнительном и распорядительном органе. Организаторам массового мероприятия не может быть отказано в приеме заявления, если оно оформлено в соответствии с требованиями и в срок.

Руководитель местного исполнительного и распорядительного органа или его заместитель обязаны рассмотреть заявление и не позднее чем за пять дней до даты проведения массового мероприятия в письменной форме сообщить его организатору (организаторам) о принятом решении. В случае поступления заявления о проведении массового мероприятия, предусмотренного частью восьмой статьи 45 ИК, руководитель местного исполнительного и распорядительного органа или его заместитель в письменной форме сообщают организатору (организаторам) такого массового мероприятия о принятом решении в течение трех дней со дня регистрации заявления в местном исполнительном и распорядительном органе. В решении должно быть указано о разрешении или запрещении проведения массового мероприятия, а также мотивы, по которым его проведение запрещено. Решение руководителя местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителя о разрешении или запрещении проведения массового мероприятия принимается с учетом даты, места, времени его проведения, количества участников, погодных условий, оплаты расходов, связанных с охраной общественного порядка, медицинским обслуживанием, уборкой территории после проведения на ней массового мероприятия, и других обстоятельств, влияющих на обеспечение общественной безопасности, по согласованию с республиканскими органами государственного управления (их территориальными подразделениями), ответственными за обеспечение общественного порядка и безопасности. Порядок оплаты расходов, связанных с охраной общественного порядка, медицинским обслуживанием, уборкой территории после проведения на ней массового мероприятия, определяется решением местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого планируется проведение массового мероприятия. Руководитель местного исполнительного и распорядительного органа или его заместитель при рассмотрении заявления в целях обеспечения прав и свобод граждан, общественной безопасности, а также нормального функционирования транспорта и организаций вправе по согласованию с организатором (организаторами) массового мероприятия изменить дату, место и время его проведения. Решение руководителя местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителя о запрещении проведения массового мероприятия либо об изменении даты, места и времени его проведения может быть обжаловано в судебном порядке.

Массовое мероприятие может проводиться в любых пригодных для этой цели местах. Местными исполнительными и распорядительными органами могут быть определены постоянные места для проведения массовых мероприятий, а также места, где их проведение не допускается, с сообщением об этом в средствах массовой информации. Проведение массовых мероприятий не допускается:

  • в местах, использование которых для этих целей запрещено решениями соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов;
  • на объектах метрополитена, железнодорожного, водного и воздушного транспорта;
  • на расстоянии менее 200 метров от зданий резиденции Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, телерадиоцентра, подземных пешеходных переходов, станций метрополитена;
  • на расстоянии менее 50 метров от зданий республиканских органов государственного управления, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, дипломатических представительств и консульских учреждений, судов, органов прокуратуры, территорий организаций, обеспечивающих обороноспособность, безопасность государства и жизнедеятельность населения (общественный транспорт, предприятия водо-, тепло- и энергообеспечения, больницы, поликлиники, детские дошкольные учреждения, школы).

Проведение массовых мероприятий за пять и менее дней до выборов, референдума, отзыва депутата разрешается только в специально предназначенных для проведения массовых мероприятий местах под открытым небом и в помещениях, за исключением массовых мероприятий, проводимых по решению государственных органов. Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование могут проводиться с 8 до 22 часов.

При проведении массового мероприятия его участники обязаны соблюдать общественный порядок и выполнять все законные требования организаторов проводимого массового мероприятия, работников органов внутренних дел и представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка. Во время проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования их организаторам и участникам запрещается:

  • препятствовать движению транспорта и пешеходов;
  • создавать помехи для бесперебойного функционирования организаций;
  • устанавливать палатки, иные временные сооружения;
  • воздействовать в какой бы то ни было форме на сотрудников органов внутренних дел в целях воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей, а также на представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка;
  • иметь при себе холодное, огнестрельное, газовое или иное оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы, их имитаторы и муляжи, а также специально изготовленные или приспособленные предметы, использование которых может представлять угрозу жизни и здоровью людей либо причинить материальный ущерб гражданам и организациям;
  • осуществлять пропаганду войны или экстремистскую деятельность, в том числе с использованием плакатов, транспарантов или иных средств;
  • действовать методами, создающими угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью участников указанных мероприятий или других лиц, либо скрывать свои лица под масками;
  • пользоваться флагами, вымпелами, не зарегистрированными в установленном порядке, а также эмблемами, символами, плакатами и транспарантами, содержание которых направлено на причинение ущерба общественному порядку, правам и законным интересам граждан.

Массовое мероприятие, а также подготовка к нему должны быть прекращены по требованию руководителя (его заместителя) соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, органа внутренних дел, организатора (организаторов) указанного мероприятия или лица (лиц), ответственного (ответственных) за организацию и проведение массового мероприятия, в случаях:

  • если не было подано заявление или принято решение о запрещении проведения массового мероприятия;
  • если нарушены положения статей 9 - 11 Закона "О массовых мероприятиях в Республике Беларусь";
  • возникновения опасности для жизни и здоровья граждан.

В случае отказа участников массового мероприятия от выполнения требований руководителя (его заместителя) соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, органа внутренних дел, организатора (организаторов) или лица (лиц), ответственного (ответственных) за организацию и проведение массового мероприятия, о прекращении массового мероприятия органами внутренних дел в соответствии с законодательством Республики Беларусь принимаются необходимые меры по прекращению массового мероприятия.


Ответственность несовершеннолетних 

В соответствии с нормами Уголовного кодекса Республики Беларусь и кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях уголовной и административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных данными кодексами.

Таким образом, возраст с которого наступает уголовная и административная ответственность за нарушение законодательства о массовых мероприятиях является 16 лет.

Вместе с тем, административным законодательством Республики Беларусь предусмотрена ответственность родителей за совершение их детьми деяний, содержащих признаки административного правонарушения либо преступления, до достижения возраста с которого наступает ответственность.



Статья 9.4 КоАП РБ «Невыполнение обязанностей по воспитанию детей».

  1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
  2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, - влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

Кроме того, согласно действующего законодательства на учет в инспекции по делам несовершеннолетних ставятся подростки, совершившие абсолютно любой вид правонарушения или преступления и независимо от их возраста.

Срок нахождения на учете в ИДН составляет не менее 6 месяцев и только в исключительных случаях может составлять меньший период. При этом срок нахождения на учете не ограничен и может длиться до достижения совершеннолетия.

Постановка на учет влечет за собой

  • сообщение по месту учебы, по месту работы родителей, военкомат;
  • постоянный контроль по месту учебы, посещение по месту жительства сотрудником милиции;
  • для подростков, совершивших правонарушение в пьяном виде – постановка на учет к врачу-наркологу;
  • дальнейшее поступление и трудоустройство во все силовые структуры, прохождение службы в элитных войсках Вооруженных сил является проблематичным.


Кроме того, в отношении несовершеннолетних регулярно допускающих правонарушения, а также совершивших преступления, в том числе и до достижения возраста с которого наступает административная и уголовная ответственность, может применяться такая мера наказания как направление для дальнейшего обучения в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Несовершеннолетние, чьи родители ненадлежащим образом занимаются их воспитанием, могут быть признаны находящимися в социально опасном положении. 

Административная и уголовная ответственность 

Под малолетним понимается лицо, которое на день совершения преступления не достигло возраста 14 лет
Под несовершеннолетним понимается лицо, которое на день совершения преступления не достигло возраста 18 лет.

Статья 2.1 КоАП РБ: Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Статья 4.3 КоАП РБ: Возраст, с которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:

1) за умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);

2) за мелкое хищение (статья 10.5);

3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);

5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);

6) за разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58);

7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);

8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая – третья, пятая статьи 18.3);

9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);

10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);

11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);

12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);

13) за повреждение историко-культурных ценностей (статья 19.4);

14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);

15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);

16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).

Уголовная ответственность – совокупность законов, которые предусматривают наказание за общественно опасное деяние. Существует  понятие, лежащее в основе этого вида ответственности.

Преступление – общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом. Уголовной ответственности подлежат лица с 16 лет.

Но есть преступления, за совершение которых уголовная ответственность наступает с 14 лет:

1) убийство; 2) причинение смерти по неосторожности; 3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения; 4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения;5) изнасилование; 6) насильственные действия сексуального характера; 7) похищение человека; 8) кражу (ст. 205); 9) грабеж (ст.206); 10) разбой (ст. 207); 11) вымогательство (ст.208); 12) угон автодорожного транспортного средства или маломерного водного судна; 13)  умышленное уничтожение либо повреждение имущества; 14)  захват заложника; 15)  хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ; 16)   умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения; 17)  хищение наркотических средств, психотропных веществ; 18)  хулиганство; 19)  заведомо ложное сообщение об опасности (ст.17.9); 20)  осквернение сооружений и порчу имущества. Не подлежат уголовной ответственности лица в возрасте от 14 до 16 лет, если эксперти¬зой установлено, что в силу умственной отсталости не отдавали отчета в своих действиях.

К лицу, совершившему преступления в возрасте до 18 лет, могут быть применены следующие наказания:

1)   общественные работы; 2)   штраф; 3)   лишение права заниматься определенной деятельностью; 4)   исправительные работы; 5)   арест; 6)   лишение свободы.

Статья 17.1. Мелкое хулиганство

Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, — влекут наложение штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин или административный арест.

Статья 17.3. Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде

1. Распитие алкогольных напитков на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных напитков, либо появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, — влекут наложение штрафа в размере до 8 базовых величин.

2. Те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения — Влекут наложение штрафа в размере от 2 до 15 базовых величин или административный арест.

Закон  « О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы РБ по вопросам уголовной и административной ответственности», в результате чего распитие слабоалкогольных напитков и пива в общественных местах (на улицах, стадионах, скверах, парках, во дворах, в общественном транспорте) ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

Ст. 17.13. Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища:

1. «Неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет, либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища — влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 2 базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, — влечет наложение штрафа в размере от 2 до 5 базовых величин».

Статья 17.6. Заведомо ложное сообщение

1.Заведомо ложное сообщение, повлекшее принятие мер реагирования милицией, скорой медицинской помощью, подразделениями по чрезвычайным ситуациям или другими специализированными службами, — влечет наложение штрафа в размере от 4 до 15 базовых величин.

2.То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, — влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин.

Статья 17.9. Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах

Курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, — влечет наложение штрафа в размере от 0,1 до 0,5 базовой величины.

Статья 10.5. Мелкое хищение

1.Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, а равно покушение на такое хищение — влекут наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин или административный арест.

2.Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, — влекут наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин или административный арест.

Примечание. Под мелким хищением понимаются хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения имущества физического лица, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.

Статья 18.18. Управление транспортным средством лицом, не имеющим документов, предусмотренных ПДД

Управление транспортным средством лицом, не имеющим при себе документа, подтверждающего право на управление транспортным средством данной категории, регистрационных или иных документов, предусмотренных законодательством РБ, либо отказ от предъявления таких документов, а равно передача управления транспортным средством лицу, не имеющему документа, подтверждающего право на управление транспортным средством соответствующей категории, – влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА ЛИЦОМ, НЕДОСТИГШИМ ВОЗРАСТА НАСТУПЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПРИВОДИТ К ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ В ИДН.

ЗАДЕРЖАНИЕ В НЕТРЕЗВОМ ВИДЕ ПРИВОДИТ ТАКЖЕ К ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ В НАРКОЛОГИЧЕСКОМ ДИСПАНСЕРЕ СРОКОМ НА 1 ГОД.

ДЕТСТВО БЕЗ НАСИЛИЯ

Уважаемые взрослые!


Наши мысли и убеждения в сочетании с привычными действиями мы ежедневно передаем молодому поколению.

Взрослые в силах сделать так, чтобы дети не плакали от боли и обиды, а улыбались от счастья и радости!

Дорогие родители, учителя и все взрослые люди! Помните, что для каждого ребенка любое наше слово, подкрепленное хорошим поступком, становится той путеводной нитью, которая поведет его через всю жизнь. Только своим примером можно вырастить и воспитать счастливых, целеустремленных, толерантных, ответственных, неравнодушных граждан своей страны!

Давайте будем примером своим детям! Ребенок берет за образец наше поведение и будет учиться у нас, взрослых, справляться с гневом без применения силы.

Нельзя недооценивать важность слов «Я тебя люблю». Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поддержке, разговоре «по душам». Они хотят слышать «Горжусь тобой!»

Наши дети! Они смотрят на нас и надеются, что в наших душах есть место для них, для их чувств и переживаний, для их любви и их веры!!!
 

Задумайтесь! Соответствуем ли мы их надеждам?!


 

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

НАЗАД

Наталья СУШКО,
судья суда Лепельского района Витебской области


Одна из актуальных проблем в Республике Беларусь – это снижение авторитета семьи с ее незыблемыми устоями: забота о детях, их воспитании. Все чаще можно говорить о безразличии родителей к судьбе ребенка. Ежегодно количество дел о лишении родительских прав, рассматриваемых судом Лепельского района, возрастает, что свидетельствует о негативном отношении людей к своим детям и не может не вызывать беспокойства. Только комплексные меры, в том числе и установленные государством, направленные, с одной стороны, на защиту прав ребенка, а с другой – на усиление мер ответственности родителей, могут противостоять сложившейся негативной тенденции. Для этого необходимо разработать единообразную практику лишения родителей родительских прав и выработать единый теоретический подход к основным положениям данного института.

Институт лишения родительских прав регламентирован Конвенцией Организации Объединенных Наций «О правах ребенка», которая получила закрепление и развитие в национальном законодательстве Республики Беларусь.

Обязанности родителей в воспитании детей, заботы об их здоровье, развитии и обучении закреплены в ч. 3 ст. 32 Конституции Республики Беларусь. Помимо Основного Закона нашего государства, обязанности родителей по воспитанию детей содержатся и в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС). Так, согласно ст. 68 КоБС родители обязаны воспитывать детей, осуществлять уход и надзор за ними, обеспечивать защиту их прав и законных интересов. Частью 1 ст. 75 КоБС установлено, что помимо воспитания детей родители обязаны осуществлять попечительство над ними и их имуществом, а также заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

В случае невыполнения возложенных на родителей обязанностей по воспитанию детей к ним применяются меры воздействия, предусмотренные брачно-семейным законодательством. К таким мерам, в частности, относится лишение родительских прав и отобрание ребенка без лишения родительских прав.

Исключительной и одновременно высшей мерой семейно-правовой ответственности за виновное невыполнение родительского долга является лишение родительских прав, которое производится только в судебном порядке. Применение такой меры влечет за собой серьезные правовые последствия как для родителя, так и для ребенка, и допускается только по основаниям и в порядке, установленном законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 80 КоБС родители могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, если родители отказались от ребенка и подали письменное заявление о согласии на усыновление при их раздельном проживании с ребенком, а также если в течение шестимесячного срока после отобрания у них ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка не отпали основания для отобрания у них ребенка, указанные в ч. 1 ст. 85-1 КоБС.

Из общего числа лиц, лишенных родительских прав судом Лепельского района за период 2008 год – 5 месяцев 2011 года, 28 % имели постоянное место работы, 72 % – являлись неработающими, 37 % – состояло на учете у нарколога.

Иски о лишении родительских прав в отношении одного ребенка заявлены по 54 % дел, в отношении 2 детей – по 32 % дел, в отношении 3 и более детей – по 14 % дел.

Лишение родительских прав является крайней мерой, применяемой в ситуации, когда защитить права и интересы ребенка другим путем невозможно. Для применения данной меры достаточно одного из указанных выше оснований, хотя на практике возможно сочетание нескольких из них (уклонение родителем от воспитания и (или) содержания ребенка, наряду с аморальным образом жизни родителя, оказывающим вредное воздействие на ребенка).

Для лишения родительских прав не имеет значения, повлекли указанные действия наступление каких-либо вредных последствий или нет. В одних случаях последствия противоправного поведения родителей очевидны, а в других – реальный вред ребенку не причиняется вообще. Например, в случаях если один из родителей уклоняется от выполнения родительских обязанностей, но ребенок получает необходимую заботу от другого родителя и, совершенно не зная недобросовестного родителя, не страдает из-за его отсутствия.

Так, при рассмотрении дела по иску матери о лишении родительских прав бывшего супруга П. в отношении их совместного сына установлено, что ребенок не видел и не помнит отца, который постоянно проживает на территории Российской Федерации и не оказывает никакой помощи сыну, самоустранился от его воспитания.

Лишение родительских прав производится в судебном порядке. Порядок разбирательства таких дел регулируется гражданским процессуальным и семейным законодательством. Первое устанавливает общие, второе – специальные правила судопроизводства. Суд, принимая решение по делу о лишении родительских прав, должен применять нормы семейного права.

Сложность рассмотрения дел о лишении родительских прав связана с традиционной спецификой семейных отношений, ситуационностью семейно-правовых норм о лишении родительских прав, отсутствием стандартов в принятии решений, невозможностью выработки единообразных решений при практически тождественных условиях, сильной эмоциональной нагрузкой, специфическими задачами, направленными на защиту интересов ребенка от самых близких для него людей, – родителей.

Подаче искового заявления о лишении родительских прав в суд обычно предшествует длительная профилактическая работа государственных органов, так как применение данной меры возможно только в том случае, если надежды на то, что родители исправят свое поведении, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка, нет.

Дело о лишении родительских прав рассматривается по заявлению одного из родителей, опекуна, попечителя ребенка, прокурора, органа опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, инспекции по делам несовершеннолетних, иных организаций, уполномоченных законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей.

Иск о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав в случае отобрания ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних предъявляется управлением (отделом) образования районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе или учреждением, в котором находится ребенок, не позднее пяти рабочих дней после вынесения соответствующего решения комиссии по делам несовершеннолетних.

В судебном заседании должны быть доказаны обстоятельства, бесспорно подтверждающие наличие вины родителя и факт, что изменение поведения родителя в лучшую сторону невозможно.

После принятия искового заявления суд выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству, затем извещает лиц, участвующих в деле, о судебном разбирательстве, высылает им копию искового заявления, а также дает поручение органам опеки и попечительства провести акт обследования жилищных условий ребенка (детей) и родителей ребенка (детей), предлагая дать заключение по заявленным истцом требованиям (в случаях подачи заявления одним из родителей или лиц, их заменяющих). Данная процедура необходима для определения порядка воспитания и проживания ребенка, объема и качества обеспечения ребенка (детей) родителями, взаимоотношений ребенка (детей) с родителями и прочего.

В ходе судебного разбирательства в обязательном порядке устанавливаются мотивы обращения истца в суд, обстоятельства, нарушающие, по мнению истца, права и законные интересы ребенка, причины (в случае их наличия) негативного поведения родителей в отношении ребенка, взаимоотношения ребенка (детей) и родителей, а также иные обстоятельства, затрагивающие права и законные интересы ребенка (детей) и родителей.

Стоит особо отметить, что основанием для лишения родительских прав может являться только осознанное и умышленное поведение родителей. Не будет основанием бессознательное или беспомощное поведение родителей в отношении детей (например, в случае болезни, психического расстройства и т.д.).

Таким образом, лишение родительских прав – это карательная мера, которой присущи следующие черты:

• имеет индивидуальный характер;
• осуществляется только в отношении несовершеннолетнего ребенка;
• носит исключительный характер;
• ей присущ небесповоротный характер;
• имеет бессрочный характер;
• перечень оснований лишения родительских прав является исчерпывающим.

Уклонение от выполнения родительских обязанностей по воспитанию детей представляет собой особую опасность, потому что оно не носит разового характера, а повторяется систематически, ущемляя интересы несовершеннолетнего ребенка, то есть для лишения родительских прав мало убедиться в неисполнении обязанностей по воспитанию, содержанию, защите как факте. Необходимо установить, что родители упорно, систематически, несмотря на все меры предупреждения, продолжают не выполнять свой родительский долг.

Именно наличие системы в действиях (бездействии) родителя, то есть совершение неоднократных поступков, свидетельствующих о нежелании заботиться о жизненно важных потребностях своих детей (в пище, одежде, лечении, воспитании и так далее), подтвержденных фактами, выявленными при рассмотрении дела, служит основанием вынесения решения о лишении родительских прав.

Например, в качестве основания для лишения родительских прав Ж. истец П. указала отказ ответчика от воспитания детей, длительное непроживание с детьми, самоустранение от участия в образовательном процессе детей. В ходе судебного разбирательства удалось доказать, что Ж. с детьми не проживает более двух лет, денежные средства на содержание детей не выплачивает (что подтверждалось справкой о задолженности по взысканным с ответчика алиментам на содержание детей, выданной судебным исполнителем) по причине отсутствия работы и собственного нежелания содержать детей, не интересуется жизнью детей, о чем свидетельствовали представленные суду акты обследования жилищных условий, характеристики с места обучения детей, характеристика участкового милиционера на Ж.

Еще пример, 28 апреля 2011 года было вынесено решение по иску отдела образования Лепельского райисполкома о лишении родительских прав А. и С. в отношении несовершеннолетнего ребенка. Родители воспитанием ребенка не занимались, злоупотребляли спиртными напитками, не работали, средств к существованию и содержанию ребенка не имели. Бытовые условия семьи оказались неблагоприятные: в квартире наблюдалась антисанитария, ребенок не имел постельных принадлежностей, средств гигиены. Продукты питания отсутствовали. Отец случайные заработки тратил на спиртные напитки, в пьяном виде устраивал скандалы.

Вступление решения суда о лишении родительских прав в законную силу является основанием для изменения семейно-правового статуса родителя и правового положения ребенка.

Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком.

Можно сделать вывод о том, что прекращение правовой связи между ребенком и родителями в результате лишения родительских прав носит односторонний характер, поскольку ребенок сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителем и другими родственниками, а родители лишаются всего комплекса родительских прав, при этом обязанность содержать ребенка сохраняется.

В суде Лепелъского района имеются случаи об отказе в исках о лишении родительских прав. Например, истец в заявлении суду указал, что супруги С. ненадлежаще исполняют свои родительские обязанности по воспитанию сына: употребляют спиртные напитки, нигде не работают, в доме часто отсутствуют или имеются в минимальном количестве продукты питания. В ходе судебного разбирательства суд пришел к выводу о том, что основанием для подачи иска о лишении родительских прав послужило лишь то обстоятельство, что ответчики нигде не работают, в недостаточной степени материально содержат сына, что не предусматривается ст. 80 КоБС как основание для лишения родительских прав.

Более мягкой мерой семейно-правовой ответственности родителей за невыполнение обязанностей по воспитанию детей является отобрание ребенка без лишения родительских прав.

В соответствии со ст. 85 КоБС суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органа опеки и попечительства без лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него.

Отобрание детей без лишения родительских прав регламентировано также Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18). В частности, в Декрете № 18 указано, что отобрание детей без лишения родительских прав как мера их государственной защиты производится по решению комиссии по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распорядительного органа, местной администрации, которая при вынесении решения выполняет функции органа опеки и попечительства. В шестимесячный срок после вынесения решения об отобрании ребенка соответствующая комиссия принимает решение о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка либо об обращении в суд с иском о лишении родителей родительских прав. Предусмотренное Декретом № 18 административное отобрание детей без лишения родительских прав производится в случае установления следующих фактов:

• родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей;
• являются хроническими алкоголиками или наркоманами;
• иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

В то же время Декрет № 218 предусматривает отобрание ребенка без лишения родительских прав в случае ненадлежащего выполнения родителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей и нахождением в связи с этим детей в социально опасном положении. При этом не имеет значения, чем вызвано ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей и есть ли в этом их вина. Определяющим фактом является нахождение детей в социально опасном положении.

Согласно п. 1 Декрета № 18 административное отобрание ребенка осуществляется в случае, если поведение обоих или единственного родителя соответствует критериям, достаточным для вынесения комиссией по делам несовершеннолетних такого решения. В таком случае ребенок помещается на государственное обеспечение, а к родителям применяются установленные меры воздействия: постановка на учет в органах внутренних дел; обязательное трудоустройство; взыскание расходов, затраченных государством на содержание их детей; наложение запрета на отчуждение недвижимого имущества и транспортных средств; выселение из занимаемых жилых помещений; направление в лечебно-трудовые профилактории.

На практике вопрос об отобрании детей у родителей без лишения родительских прав может быть поставлен и в случае наличия оснований для лишения ответчиков родительских прав.

Так, отделом образования Лепельского райисполкома был заявлен иск об отобрании ребенка у гражданки М. В ходе судебного разбирательства было установлено, что М. злоупотребляет спиртными напитками, ведет аморальный образ жизни, уклоняется от воспитания и содержания своей несовершеннолетней дочери. Вместе с тем согласно заключению врачебно-консультационной комиссии М. имеет заболевание, при наличии которого она не может выполнять родительские обязанности. Перечень таких заболеваний установлен постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 марта 2010 г. № 36. При таких обстоятельствах следует полагать, что иск об отобрании ребенка у ответчицы без лишения ее родительских прав является обоснованным.

Лишение родительских прав и отобрание детей без лишения родительских прав не является бесповоротным. Цель восстановления в родительских правах заключается в восстановлении естественной и необходимой для детей связи с их матерью или отцом. К тому же возможность восстановления в родительских правах является серьезным стимулом для изменения ими своего отношения к жизни, общепринятым правилам семейной и общественной жизни и понимания, что нет более почетной миссии, чем быть родителями, проявлять заботу, любовь к своим детям и помнить, что все хорошее начинается в семье.

Решение вопроса о восстановлении в родительских правах находится в компетенции районного суда по месту жительства (нахождения) ответчика. Суд разрешает требование о восстановлении в родительских правах в порядке гражданского судопроизводства. Инициатива рассмотрения данного вопроса может исходить только от родителей (родителя), лишенных родительских прав. Иные физические и юридические лица не вправе обращаться с заявлением о восстановлении родителей в родительских правах. При рассмотрении дела обязательно привлекаются органы опеки и попечительства, а также прокурор. В рамках подобного процесса истец и ответчик имеют равные права и обязанности, предусмотренные нормами Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, но на практике видно, что истцу, желающему восстановления в родительских правах, необходимо проявить особую заинтересованность и активность при представлении доказательств, подтверждающих, что удовлетворение заявленного иска соответствует интересам ребенка.

Восстановление в родительских правах допускается, если родители (один из них) изменили свое поведение, образ жизни, отношение к воспитанию ребенка.

При рассмотрении дел о восстановлении в родительских правах суду следует удостовериться, что изменение произошло в отношении всех трех вышеуказанных обстоятельств. При этом необходимые изменения должны выражаться в действиях и поступках.

Например, 23 августа 2010 года рассмотрено гражданское дело по иску П. о восстановлении в родительских правах в отношении двух несовершеннолетних детей, 1997 и 1998 года рождения, родительских прав она лишена в июле 2009 года. В ходе судебного заседания установлено, что П. изменила образ жизни, отношение к детям, что выражается в прекращении употребления спиртных напитков, трудоустройстве, поддержке постоянной связи с детьми по телефону, ежемесячной выплатой расходов на содержание детей, отсутствием задолженности по уплате расходов. Данные обстоятельства носят длительный временной характер. Иск П. был удовлетворен.

В судебном процессе по делу о восстановлении в родительских правах суд должен обязательно установить, отвечает ли оно интересам ребенка. Здесь очень важно не ограничиваться только наличием у родителей реальной возможности создать необходимые жилищно-бытовые условия для воспитания ребенка. Даже если у родителя, лишенного родительских прав, появился постоянный доход, у него имеется жилая площадь и выделено место для отдыха, проведения досуга и подготовки уроков – это еще не повод говорить о восстановлении в родительских правах. Суд должен обязательно учитывать характер сложившихся взаимоотношений родителя и ребенка, привязанность ребенка к лицам, у которых он находится, другие конкретные обстоятельства, влияющие на создание нормальных условий жизни и воспитания ребенка родителем, а также лицами, у которых фактически проживает и воспитывается несовершеннолетний.

При рассмотрении дел о восстановлении в родительских правах суд может принять во внимание мнение несовершеннолетнего ребенка, достигшего 10 лет. Его следует выяснять путем личной беседы судьи, которую следует проводить с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога, в обстановке, исключающей влияние на ребенка заинтересованных лиц. О результатах беседы судья составляет справку, которую приобщает к материалам дела.

Большое значение после восстановления в родительских правах должно придаваться контролю судом за исполнением своего решения о восстановлении родителей в родительских правах. В суде Лепельского района председателем суда совместно с судьей, принявшим решение о восстановлении в родительских правах, а также представителями органа опеки и попечительства и участкового инспектора милиции не реже одного раза в квартал проверяется с выездом по месту жительства, каким образом родители, восстановленные в родительских правах, осуществляют свои обязанности по воспитанию детей. Данная работа позволяет судить о реальных условиях жизни и воспитания детей в семье, и в случае необходимости принимать своевременные меры реагирования.

Представляется необходимым в целях осуществления судом эффективного и действенного контроля за родителями, восстановленными в родительских правах, истребовать у отдела (управления) образования план мероприятий по работе с такими семьями.

На практике возникают проблемные вопросы при рассмотрении дел о лишении родительских прав в случаях, когда одним из ответчиков по делу о лишении родительских прав является лицо, находящееся в розыске. Вопрос о том, как поступать судье при рассмотрении данного дела в отношении второго ответчика, остается открытым.

Предлагаем законодательно закрепить право родителя, лишенного родительских прав, на общение с ребенком, если, конечно, это не будет противоречить интересам ребенка, например, когда нахождение ребенка с родителем опасно для его жизни и здоровья или невозможно в связи с тем, что такое общение повредит психологическому состоянию ребенка.

Сушко, Н. Правовые аспекты гражданской ответственности родителей за невыполнение обязанностей по воспитанию детей / Н. Сушко // Юстыцыя Беларусі. – 2011. – № 8. – С. 50-53.

Консультация для родителей

«О профилактике наркомании, употребления курительных смесей

в подростковой среде»

В самом начале нашей встречи разрешите мне рассказать вам одну легенду, которая позволит нам расставить все точки над i.

«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

«Разве тебе безразлична судьба детей?»- спросили спасатели.

Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это».

Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны и занимаются профессионалы. Задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим делом – профилактикой.

Так что же такое наркомания? Наркомания – это болезненное пристрастие к наркотическим средствам, лекарствам, таблеткам.

Рассмотрим понятие «наркотики». В переводе с греческого – приводящий в оцепенение, одурманивающий. Существует большое количество разнообразных веществ, которые активно действуют на нервную систему, психику человека.

Вот наиболее часто встречающиеся:

1. Психоделики – вещества вызывающие психоделические состояния. При этих состояниях возникают зрительные и слуховые галлюцинации, изменение в восприятии собственного тела, пространства. К таки веществам относятся: гашиш, марихуана (синонимы: анаша, травка, курево, харас).

Симптомы: сонливость, бессвязность мыслей, зрачки глаз расширены, отсутствует координация движения, тяга к сладкому, повышенный аппетит, слабо выраженные галлюцинации.

Внешние признаки: красные отеки под глазами, сильный запах жженых листьев, мелкие семена в складках одежды и швах карманов, наличие папиросной бумаги, обесцвеченная кожа на пальцах.

К группе психоделиков также относятся и галлюциногены. К ним относятся ЛСД, мескалин, псилоцибин. Их прием усиливает тревожность, возникают приступы паники, сильные галлюцинации.

2. Стимуляторы. К ним относятся кокаин, некоторые медицинские препараты (эфедрон, перветин), экстази.

При употреблении кокаина наблюдаются следующие симптомы: повышенное артериальное давление, потеря болевых ощущений, чувство превосходства, ощущение неуязвимости, повышенная активность, отсутствие чувства усталости. Внешние признаки: наличие белого кристаллического порошка в маленьких пластиковых пакетиках, гиперемия слизистой оболочки носа.

При употреблении медицинских препаратов (эфедрон, перветин) возможны вспышки агрессии, гнева, бурные истерики.

Экстази – синтетический наркотик, приводит к нарушению водного баланса, усиливает потребность в двигательной активности. Поэтому подростки часто употребляют экстази как дополнительный заряд энергии на дискотеках, чтобы танцевать всю ночь. Большинство молодежи, употребляющей экстази имеет слабо тренированное сердце, в связи с чем возрастает количество смертей от сердечного приступа.

Героин, морфий, кодеин. Их употребление сопутствуется следующими симптомами: ступор, сонливость, следы уколов, водянистные глаза, пятна крови на рукавах рубашки, насморк. Внешние признаки: наличие иглы или шприца для подкожных инъекций, матерчатого жгута, бечевки, веревки, ремня, обоженных крышек от бутылок или ложки, прозрачных пакетов.

Употребление крэка сопровождается коротким периодом эйфории, сменяющимся депрессией, гиперактивностью на начальных стадиях, апатичностью, непрекращающимся насморком. Внешние признаки: наличие небольших камнеподобных кусков в стеклянных пузырьках или полиэтиленовых пакетах, небольших ширмочек, свечей, бритвенных лезвий.

Вовлечение подростков в наркоманию чаще всего происходит на пустырях, подвалах или чердаках, где уединяются подростки, а также общественных местах, где они собираются. Это  молодежные клубы, дискотеки, бары и другие злачные места. Поэтому родители подростков, посещающих такие увеселительные заведения, должны особенно внимательно присматриваться к своим детям. Также должно настораживать общение их детей с подростками, употребляющими наркотики или психотропные вещества

Что же является основными причинами употребления наркотиков подростками:

Любопытство: жажда испытать новые ощущения («все в жизни надо испытать, попробовать»), проверить себя в новой ситуации.

Любознательность является одной из замечательных черт характера человека. Она, как правило, проявляется в раннем возрасте и предопределяет развитие познавательных наклонностей. Дети пробуют употреблять наркотики, в первую очередь, с познавательной целью, чтобы испытать их действие на себе. В различных географических регионах мира существуют определенные возрастные критерии начала применения людьми наркотиков. Наибольшее число случаев употребления наркотических веществ приходится на юношеский возраст.

Подражание: желание походить на друзей, знакомых, соответствовать своей группе.

Желание получить удовольствие («словить кайф»). Стремление к удовольствию свойственно всему живому и присуще любой, не только патологической, личности. Начало злоупотребления и клиника заболевания дают многочисленные доказательства значения мотива поиска удовольствия. Сюда относятся использование эйфоризирующих веществ; сознательное увеличение доз с целью сохранить эйфорию; предпочтение внутривенного способа введения, при котором достигается наибольший эйфоризирующий эффект; применение дополнительных средств для получения эйфории; прием наркотика не в тех дозах, которые препятствуют абстинентному синдрому, а в тех, которые дают эйфорию.

Влияние окружения: старшего по возрасту или значимого для подростка человека (часто это бывает старший брат, а также школьный или спортивный кумир). Подросток желает быть причастным к «избранным», имеющим собственный жаргон, особый стиль жизни, определенные манеры поведения.

Облегчение психического состояния. Человек стремится забыться, расслабиться после перенесенной неприятности, снять напряжение.

Чувство протеста. Например, когда наркотики употребляют близкий друг, родители. Подросток может протестовать против навязываемых ему требований в семье и школе.

 Безделье, отсутствие каких-либо занятий либо обязанностей, в результате — эксперименты от скуки.

   Таким образом, наиболее частой причиной приобщения подростков к наркотикам является желание походить на своих друзей, знакомых, соответствовать группе сверстников.

Через некоторое время начинают работать механизмы не только группового подражания, но и давления. И побеждает стремление быть, как все, не быть «белой вороной».

 Каковы же последствия употребления наркотиков для растущего организма? 

    При наркомании поражаются все органы и системы, но каждый наркотик может вызывать специфические изменения. Препараты опийного ряда (морфин, кодеин, героин) блокируют болевой центр головного мозга, подавляют кашель, но вызывают затруднение дыхания, поэтому отравление или смерть наступают от паралича дыхания. Эти вещества уменьшают двигательную и секреторную активность желудка и кишечника, понижают обмен веществ. Кокаин оказывает возбуждающее действие на нервную систему, которое быстро сменяется повышенной раздражительностью и подавленностью, вызывает инфаркт миокарда, воспаление легких, кровоизлияние в мозг, судороги. Амфетамин за счет нарушения кровообращения приводит к расстройствам памяти, речи, нарушениями движения, слепоте. Героин вызывает потерю рефлексов, расстройство чувствительности и сокращение мышц, поражение легких. Резкое падение иммунной системы происходит при приеме опия и гашиша. Любой наркотик может вызвать острый психоз, во время которого больной опасен для себя и для окружающих, вероятны агрессия и аутоагрессия, несчастные случаи. При продолжительной наркотизации общая смертность увеличивается в 30 раз.

  Употребление наркотических веществ ребенком нередко начинается в условиях, которые создаем мы сами. Чрезмерная занятость родителей на работе, нехватка времени, уделяемого детям, погружение в свои проблемы и невнимание к проблемам детей, недостаток чуткости, отсутствие повседневного контроля часто приводят к тому, что подросток ощущает себя одиноким и беззащитным даже в полной семье, и служит одной из причин вовлечения несовершеннолетних в наркоманию.

ЗАДУМАЙТЕСЬ:

- ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.

- мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, что, по сути дела, не даем им жить. Мы попираем и нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамостоятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти.

- ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного жизненного опыта; не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие — нет; что можно делать, а чего следует избегать.

Как при любой болезни, при соблюдении определенных профилактических мер можно уберечь ребенка от потребления табака, алкоголя и наркотиков. Конечно, не все представленные ниже способы легко воплощаются, но в совокупности они дают реальный положительный результат.

НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ПРЕДОТВРАТИТЬ

 ПОТРЕБЛЕНИЕ ПАВ ВАШИМ РЕБЕНКОМ:

1. Общайтесь друг с другом

Общение — основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют Вашему ребенку? Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.

2. Выслушивайте друг друга

Умение слушать — основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться состороны. Умение слушать означает:

• быть внимательным к ребенку;

• выслушивать его точку зрения;

• уделять внимание взглядам и чувствам ребенка;

не надо настаивать, чтобы ребенок выслушивал и принимал ваши представления о чем-либо. Важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо не желательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, подросток ведет себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну, а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества и являются "тихими" в отличие от тех, кто употребляет алкоголь. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым или снисходительным.

Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: "А что было дальше?" или "Расскажи мне об этом..." или «Что ты об этом думаешь?»

3. Ставьте себя на его место

Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если Вам удастся стать своему ребенку другом, вы будете самым счастливым родителем!

4. Проводите время вместе

Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков. Поддерживая его увлечения, вы делаете очень важный шаг в предупреждении от их употребления.

5. Дружите с его друзьями

Очень часто ребенок впервые пробует ПАВ в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребенка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма велика тяга кразного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой.

Поэтому важно в этот период — постараться принять участие в организации досуга друзей своего ребенка, то есть их тоже привлечь к занятиям спортом либо творчеством, даже путем внесения денежной платы за таких ребят, если они из неблагополучных семей. Таким образом, вы окажете помощь не только другим детям, но в первую очередь — своему ребенку.

6. Помните, что ваш ребенок уникален

Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление наркотиков. Представьте, что будет с вами, если 37 раз в сутки к вам будут обращаться в повелительном тоне, 42 раза — в увещевательном, 50 — в обвинительном?...

Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами. Ребенку нужен отдых от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний. Нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений!

Нужно время от времени распоряжаться собой полностью — т. е. нужна своя доля свободы. Без неё — задохнется дух.

7. Подавайте пример

Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен родительский пример. Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в "двойной морали". Помните, что ваше употребление, так называемых, "разрешенных" психоактивных веществ открывает дверь детям и для "запрещенных".

 В заключении хотелось бы сказать, что прибегая к наркотикам, ребенок получает возможность «покупать счастье, как товар». Это кажется желанным и соблазнительным тем подросткам, которые не чувствуют себя счастливыми. Мы не можем, к сожалению, изменить жизнь так, чтобы нашим детям всегда и всюду было легко и приятно, чтобы их никто никогда не оскорблял и не унижал. Но вполне в наших силах обеспечить ребенку тыл – сделать так, чтобы он всегда знал: он необходим нам и дорог. Поддержка в семье и любовь более всего помогают воспитывать чувство ценности жизни.

 «Информация о способах вербовки граждан для распространения наркотиков с использованием сети Интернет»

В настоящее время основной поставщик наркотиков, а также место их сбыта – это Интернет. Актуальной проблемой последнего времени является вербовка рядовых распространителей. Так, в социальных сетях, различных форумах, как правило, такие предложения первоначально маскируются под различные объявления с предложением работы расклейщиков объявлений, курьеров. Затем, если человек интересуется, ему предлагают пообщаться посредством различных мессенджеров, таких как Telegram, WhatsApp и иных, и пытаются навязать распространение наркотиков, обещая большие гонорары и гарантируя 100% безопасность. На самом деле это все это, мягко говоря, не соответствует действительности.

Как показывает практика, все деньги за выполненную работу человеку не перечисляются и интернет-магазины постоянно должны «минерам» большие суммы. Это делается, чтобы человек в дальнейшем не отказался от данной преступной деятельности, в надежде все же получить свои деньги, а также, чтобы при задержании «минера» интернет-магазин не терял денежные средства. Также, данные магазины требуют от лиц, устраивающихся на работу так называемыми «минерами», высылать им в открытом виде паспорт со своим данными, тем самым человек становится заложником и боится опубликования своих сведений. Этим обстоятельством, под страхом передачи информации в милицию, и пользуются крупные сбытчики.

На улицах Минска часто можно наблюдать картину, как один или несколько человек что-то усердно ищут возле лавочек, под окнами домов или около деревьев. Со стороны может показаться, что они потеряли ключи или какую-то другую мелочь. На самом деле все гораздо страшнее – это наркоманы, разыскивающие «закладку» (пакетик с наркотиками, который был предварительно спрятан в условленном месте).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.