Процедура «Коллективный анализ»
- Директор и его заместители посещают один и тот же урок у одного учителя.
- Затем каждый администратор на совещании излагает свою точку зрения и проводится углубленный анализ полученной информации, составляется итоговая аналитическая справка, которая выдается учителю.
- Учитель после изучения справки пишет собственное резюме.
- На заключительном этапе совместно членами администрации и учителем проводится согласование позиций и разработка индивидуальной траектории дальнейшей деятельности учителя.
- Каждое посещение урока или серии уроков осуществляется без определения заранее заданной цели посещения ( один из способов, позволяющий совершенствовать рефлексивные умения членов администрации) или с заранее определенными целями исследования.
Процедура «Продленная конференция»
- Учитель по договоренности с заместителем директора разрабатывает развернутый план урока, затем на собрании заинтересованных учителей он рассказывает и объясняет поэлементно всю технологию проведения урока. В ходе последующего обсуждения все участники вносят свои предложения и идеи по каждому элементу урока. Учитель отбирает все, что работает на усиление и улучшение.
- Когда учитель дает урок, он приглашает на него всех участников обсуждения.
- В ходе коллективного обсуждения все участники продленной конференции обсуждают ход и полученные в процессе урока результаты.
- Подобный способ позволяет, поскольку в событии принимают участие учителя, преподающие разные предметы, использовать в работе метод коллективного анализа.
Процедура «Игровой стол»
- В процессе проведения серии контрольных уроков, каждый учитель записывает все недостатки, не достижения, ошибки, упущенные возможности.
- На собрании педагогического сообщества учителя рассказывают по записям о допущенных реально или модельно ошибках и в процессе обсуждения участники ищут возможные решения названных проблем.
Методика «Мозаика»
- Учитель вместе с учащимися показывает педагогам разные отрывки уроков. В каждом отрывке показываются разные методики, приемы и формы работы на уроке и с учащимися.
- Затем проводится семинар с осмыслением увиденного и услышанного и выработка рекомендаций по организации методической работы в школе.
- Возможно показать последовательно разные элементы урока. Каждый учитель показывает элементы одного из этапов урока
Методика «Защита программы»
- Учитель разрабатывает малую образовательную предметно-воспитательно-развивающую программу, включающую в себя проверку предметного содержания через призму нравственности.
- Предъявляет ее коллегам, исходя из интересности, важности, соответствия стандартам, детской психологии, продуктивного обучения, реализации воспитывающего и развивающего начала, методического обеспечения, ценностного и понятийного подхода.
Методика «Человек со стороны»
- Каждый учитель отсматривает с разрешения коллег 10-20 уроков.
- Задача заключается в том, чтобы по определенной схеме найти все то, что было бы полезно для «посетителя».
- После посещения урока на практико- теоретическом семинаре все проверяющие, не имея права критиковать и искать недостатки, выступают с аргументированным сообщением о тех находках, которые они сделали во время своего учебно- методического путешествия.
Методика «Профессиональная рефлексия»
- Учитель в свободной форме составляет трактат или очерк о системе своей деятельности на тему «Как я учу и воспитываю».
- Специальная комиссия определяет степень значимости и полезности написанных текстов и дает добро на копирование.
- Затем педагоги читают эти тексты, и если они оказались значимы, то проводится авторский вечер одного или нескольких педагогов, на котором они отвечают на вопросы, показывают в реальном времени свои методы работы.
- Все участники вечера сдают рефлексивные листочки с оценкой по 10-бальной шкале полезности того, что они увидели и услышали, после чего администрация в приказе сообщает о стимулах и принятии опыта к реальному распространению.
Методика «Обмен»
- Учителя, собравшись в малые группы, берут на себя труд изучить многое или все по той или иной образовательной технологии, авторской методике, провести апробацию, исследование, обнаружить все достоинства и недостатки той или иной системы и вынести это в виде обучения педагогов в реальном времени на педагогический коллектив.
- Это не лекционный способ, а фактическое обучение, когда технология или метод изучаются педагогами здесь и теперь в качестве учащихся.
- Всякий акт обучения заканчивается бурным обсуждением продуктивного приращения, находок, микрооткрытий, дальнейших возможностей.
Методика «Парный или интегрированный урок»
- Интегрированный урок ведут преподаватели разных предметов, используя предметные и методические приемы и возможности для получения эмоционального и познавательного эффекта.
- Хорошо, если этот урок проводится с элементами театрализации.
Возможные цели посещения уроков:
- Управление успехом в процессе урока.
- Определение уровня толерантности в отношениях ученик- учитель, ученик- класс.
- Дифференцированный подход в процессе обучения.
- Положительная эмоциональная составляющая урока.
- Продуктивная значимость урока.
- Методы, приемы, формы на уроке: их оправданность, сбалансированность, отработанность, успешность.
- Использование фронтальных, диалогических, микрогрупповых форм активизации познавательной деятельности на уроке.
- Индивидуальный подход на уроке.
- Нравственное приращение, получаемое учащимися в ходе урока.
- Стимулы и психолого-педагогическая поддержка учащихся в учебном процессе.
- Оценка знаний как психологический инструмент.
- Творческая деятельность на уроке.
- Выход на послеурочную предметную деятельность.
- Вербальное и невербальное взаимодействие учителя и учащихся.
- Включенность учащихся и их интерес к происходящему на уроке.
- Анализ успешности организационно-психологического момента на уроке.
- Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся.
- Характер, система и формы домашнего задания.
- Использование различных активизаторов в процессе урока.
- Игровые моменты на уроке.
- Доступность, образность, значимость, интересность информации, получаемой в процессе урока.
- Практико-ориентированный характер получаемых знаний.
- Количество заданий, выполняемых на уроке.
- Усталость, тревожность и удовлетворенность на уроке.
- Экспромт и тщательная подготовка как элементы урока.
Возможные цели посещения уроков:
- Управление успехом в процессе урока.
- Определение уровня толерантности в отношениях ученик- учитель, ученик- класс.
- Дифференцированный подход в процессе обучения.
- Положительная эмоциональная составляющая урока.
- Продуктивная значимость урока.
- Методы, приемы, формы на уроке: их оправданность, сбалансированность, отработанность, успешность.
- Использование фронтальных, диалогических, микрогрупповых форм активизации познавательной деятельности на уроке.
- Индивидуальный подход на уроке.
- Нравственное приращение, получаемое учащимися в ходе урока.
- Стимулы и психолого-педагогическая поддержка учащихся в учебном процессе.
- Оценка знаний как психологический инструмент.
- Творческая деятельность на уроке.
- Выход на послеурочную предметную деятельность.
- Вербальное и невербальное взаимодействие учителя и учащихся.
- Включенность учащихся и их интерес к происходящему на уроке.
- Анализ успешности организационно-психологического момента на уроке.
- Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся.
- Характер, система и формы домашнего задания.
- Использование различных активизаторов в процессе урока.
- Игровые моменты на уроке.
- Доступность, образность, значимость, интересность информации, получаемой в процессе урока.
- Практико-ориентированный характер получаемых знаний.
- Количество заданий, выполняемых на уроке.
- Усталость, тревожность и удовлетворенность на уроке.
- Экспромт и тщательная подготовка как элементы урока.